Рынок продуктов пчеловодства перенасыщен, но на него продолжают заходить новые игроки.
На рынке мёда появляются новые игроки — в Петербурге начал развиваться бренд "Vмёд", предлагающий алтайскую продукцию. Совладелицы бизнеса Татьяна Мурина и Мария Кузнецова говорят, что мёд, собранный на фамильной пасеке, пользовался большим спросом у потребителей, поэтому они решили выйти на рынок Северной столицы, где мёд, как правило, на порядок дороже, чем на Алтае.
Пока компании удалось зайти в два локальных супермаркета в центре Петербурга, а также наладить продажи в Instagram и других социальных сетях.
"Анализируя местный рынок, мы пришли к выводу, что большим спросом в Петербурге пользуются бренды алтайского и башкирского мёда", — рассказывает Мария Кузнецова. Бренду уже удалось окупить свой заход в Северную столицу — вложения потребовались минимальные. Продукция уже есть, средства понадобились только на брендирование и продвижение.
Новый бренд планирует сделать упор на молодую аудиторию.
"Мёд — традиционно продукция для более старшего поколения. Мы же намеренно разработали современный дизайн и развиваем соцсети. В крупных городах молодёжь начинает всё чаще интересоваться здоровым питанием и экологичными продуктами", — считает Татьяна Мурина.
Дикий, но симпатичный
Игроки рынка подтверждают: спрос на натуральный мёд среди молодого поколения действительно растёт. Если раньше мёд с локальных пасек покупали в основном люди пенсионного возраста, то сейчас целевая аудитория меняется.
"В крупных городах у людей есть возможность интересоваться здоровым питанием, экологически чистыми продуктами. В регионах молодой аудитории чаще всё равно", — считает блогер — пчеловод из деревни Муратово Волосовского района Андрей Добросотский.
Региональные бренды действительно пользуются большим спросом. Однако, по словам Добросотского, в Петербурге "якобы алтайского" мёда сейчас много. Но чаще за этим стоит только маркетинговая уловка. Которая, впрочем, хорошо работает.
В целом, по мнению большинства игроков, рынок мёда в Петербурге уже перенасыщен.
"Есть существенная конкуренция. Много мёда, например, производится на юге России — он недорогой и пользуется спросом. Многие местные небольшие опытно–производственные хозяйства сейчас не могут распродать свой мёд, поэтому обращаются к дистрибьюторам. Наша компания, например, отобрала несколько поставщиков и продаёт их мёд под своим брендом, так как самостоятельно они продвинуть продукт на рынке не смогли", — рассказывает глава крестьянского фермерского хозяйства "Варечкина пасека" Сергей Клементьев.
Пчеловоды Петербурга и Ленобласти вынуждены конкурировать с недорогим южным продуктом, однако Андрей Добросотский считает, что его аудитория значительно отличается от любителей того же краснодарского мёда.
"На юге мёд в основном посевной. Это значит, что пчеловоды там имеют дело с пестицидами, различными удобрениями. Он недорогой, но не такой качественный. Ценители мёда с диких полевых цветов готовы заплатить за натуральный продукт", — считает он.
В этот день непогожий
Некоторые игроки тем временем заявляют, что в нынешнем году мёд подорожает приблизительно на 15%.
Сергей Клементьев говорит, что в 2020 году цены оставались на уровне 2019–го, но в позапрошлом году и сезон для пчеловодов выдался благополучным.
"Наша пасека точно поднимет стоимость. Если сейчас литр мёда стоит 800 рублей, нам придётся продавать его уже за 900. Цена расходников растёт, соответственно, меняется себестоимость. В целом в Северной столице объёмы производства рынка гораздо меньше, чем на том же юге, поэтому и цены приходится поднимать чаще", — рассказывает он.
Предыдущий сезон в Петербурге и Ленобласти действительно прошёл не лучшим образом. Об этом говорит и Андрей Добросотский. По его словам, сборы 2020 года оказались в 2 раза меньше, чем в 2019–м. Причины банальны: высокий процент влажности воздуха и типичная петербургская погода.
Поэтому игроки рынка возлагают большие надежды на следующий сезон. Скачки валютных курсов и экономический кризис не сильно волнуют местных пчеловодов. Зато опасения вызывают действия властей по поводу введения государственного мониторинга пчёл для контроля за популяцией медоносных насекомых и другие законотворческие инициативы.
В конце декабря, например, был принят очередной закон — "О пчеловодстве", согласно которому пчеловодов будут предупреждать о проведении работ по применению пестицидов и агрохимикатов "через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации)". Как это будет организовано, многим пчеловодам до сих пор непонятно.
"Мы не знаем, как пройдёт следующий сезон. Есть ощущение, что в наш огород лезут и мешают работать, мы находимся сейчас в довольно подвешенном состоянии", — комментирует Андрей Добросотский.