США сделали реверанс Китаю по кандидатуре главы ВТО, избрать которого планируют сегодня/
Сменив республиканцев в Белом доме, администрация Дж. Байдена приступила к "разгребанию" многих организационных проблем, созданных за годы правления Д. Трампа. Мы уже слышали о решениях вернуть США в ВОЗ и Парижское соглашение по климату. И вот теперь Вашингтон отказался от вето на избрание новым гендиректором Всемирной торговой организации (ВТО) бывшего министра финансов и иностранных дел Нигерии Н. Оконджо–Ивеалы. Это решение может стать важным событием, не только открывающим путь к утверждению на посту главы ВТО первой в истории женщины, но и служащим "перезапуску" этой организации, которая в последнее время находилась в глубоком кризисе из–за разногласий между основными участниками.
ВТО, недавно отметившая 25–летие, на протяжении многих лет была важным инструментом либерализации международной торговли. За время её работы как преемницы основанной в 1947 году организации Генерального соглашения по тарифам и торговле средний размер таможенных пошлин в мире сократился с 12,2 до 5,2% от стоимости товара. Международная торговля большую часть этого времени переживала бум: её оборот вырос с $5,18 трлн в 1995 году до $18,9 трлн в 2019–м.
Вступление в ВТО КНР в 2001–м — результат целого ряда компромиссов, а условия участия предоставляли Пекину исключительные (хотя и временные) преимущества, срок использования которых, по мнению американской стороны, оказался неоправданно затянутым. По мере роста напряжённости между Вашингтоном и Пекином США стали практически во всём "ставить палки в колёса" ВТО: с 2017 года начали бойкотировать назначение новых судей в Апелляционный орган (основную инстанцию, разбирающую споры между членами организации); в начале 2020–го пригрозили выйти из Соглашения о государственных закупках; и, наконец, летом прошлого года, после отставки бывшего гендиректора Р. Азеведу, наложили вето на поддержанное всеми остальными странами избрание на этот пост Н. Оконджо–Ивеалы на основании (впрочем, небезосновательном, судя по оценкам прессы) её "прокитайской" позиции.
Вашингтон своими односторонними повышениями торговых барьеров и введением огромного количества санкционных мер постоянно стремился показать, что не считает ВТО значимым посредником в решении экономических споров. В результате чуть менее года крупнейшая экономическая международная организация остаётся парализованной.
Читайте также:
Экономика
Байденомика: планы нового хозяина Белого дома
Недавнее решение Дж. Байдена открывает путь к утверждению нигерийки на посту главы ВТО, но, на мой взгляд, не к возрождению самой этой организации. Споры между Китаем и США никуда не исчезли, и "комфортность" пребывания американцев в ВТО тоже. К тому же в последние годы ВТО замахнулась на задачи, решение которых кажется фантастикой (отмена всех форм экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию; тематика декарбонизации), а в условиях пандемии число случаев протекционизма в сфере торговли медицинскими препаратами и оборудованием и вовсе превышает все мыслимые пределы.
Решение Дж. Байдена выглядит (и будет воспринято в мире) как очень мягкий, но реверанс в пользу Китая, с первых дней поддерживавшего кандидатуру нигерийского представителя. Но чем ответит Пекин, неизвестно. Под предлогом пандемии и закрытия границ Китай практически полностью проигнорировал свои обязательства по соглашению, заключённому между ним и США 15 января 2020 года. И пока нет никаких сигналов о том, что готовятся переговоры о его продлении или пересмотре. США правы, решив отказаться от шантажирования ВТО, но насколько противоречия между ними и КНР будут влиять на её дальнейшие шаги, пока говорить рано.
Мир сегодня вступает в новую эпоху, контуры которой будут во всё большей степени определяться не столько состоянием товарных рынков, сколько развитием информационных и финансовых технологий. На этой стадии страны периферии будут выступать главными бенефициарами регулирования традиционных торговых отношений. В таком контексте я не вижу проблемы в том, что представители развивающихся стран всё более активно участвуют в работе ВТО (среди первоначальных восьми претендентов на пост главы организации в этот раз только двое представляли Европу и обе Америки, хотя до этого все руководители, за исключением тайца С. Паничпакди, были выходцами из этих регионов).
Отозвав свои возражения против кандидатуры Н. Оконджо–Ивеалы, Дж. Байден не только лишил основания звучавшие в адрес США обвинения в расизме, но и дал ВТО шанс (подчеркну — именно шанс, а не гарантированную возможность) под руководством известного специалиста по догоняющему развитию (developmental economics) вернуться к своей главной задаче: обеспечению равных для всех стран условий доступа на глобальный рынок.