На фоне аномально снежной и холодной зимы в Петербурге вырос спрос на покупку паркингов в строящихся и уже построенных жилых комплексах. Кроме того, на этом рынке активизировались инвесторы, которые приобретают машиноместа для дальнейшей сдачи в аренду.
В "Петербургской Недвижимости" констатируют, что в январе 2021 года спрос на машиноместа вырос на четверть по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. "Объясняется это тем, что в целом в городе и в старых, и в новых районах существует проблема нехватки парковочных мест — люди это видят, и заранее предпочитают решить вопрос с парковкой автомобиля", — рассказывает Евгения Литвинова, руководитель отдела проектного консалтинга.
Аналогичную картину наблюдают и другие компании. "По итогам января 2021 года отмечен спрос на парковочные места — продажи машиномест в подземных и отдельно стоящих паркингах превышают показатели января 2020 года в три раза", — говорит Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест".
В некоторых проектах реализация машиномест превысила показатели по продажам квартир, правда, это с учётом "подарочных" мест и скидочных акций. "У нас с 1 декабря 2020 года машиномест в тёплых подземных паркингах реализовано на 25% больше, чем проданных квартир", — делится Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина". Также рост продаж паркингов отметил Максим Соболев, руководитель направления продаж и коммерческой недвижимости АО "ЮИТ Санкт-Петербург": "Зимой паркинги (даже холодные) продаются лучше по понятным причинам".
Ещё один тренд последнего года — растёт число оптовых покупателей-инвесторов. "Мы зафиксировали увеличение спроса на парковочные места в зимний период. Растёт количество оптовых покупок — единовременно приобретают до 5–10 машиномест с инвестиционными целями", — делится наблюдением Юлия Ружицкая, директор по продажам "Главстрой Санкт-Петербург".
Основной драйвер роста спроса — разнообразные программы рассрочки, ипотечные программы до машиномест пока не дошли. "Большинство машиномест покупают в рассрочку", — говорит Евгения Литвинова. "Отчасти это связано с невозможностью включить машиноместо в ипотечный кредит на квартиру. В данном случае банк оформляет на машиноместо отдельный кредит по более высокой ставке", — поясняет Анастасия Новгородская, директор по продажам и маркетингу СК "Инвестторг". Как рассказывают участники рынка, ставка стартует от 8,4%.
При этом повышенный спрос на парковочные пространства пока не сильно повлиял на цены, в отличие от квартир. По данным "Петербургской недвижимости" в течение длительного времени (более 10 лет) средняя стоимость места в паркинге ЖК класса масс-маркет находится примерно на одном уровне: в Санкт-Петербурге около 800 тыс. рублей, в пригороде — 450–500 тыс. рублей. Цена места в паркинге в объектах бизнес-класса составляет 2 млн рублей в среднем, в проектах элитного сегмента — 3 млн рублей.
Большая часть девелоперов не поднимали цены на машиноместа в своих объектах. "Стоимость парковочных мест в наших проектах за последний год не изменилась и начинается от 515 тыс. рублей", — рассказывает Сергей Степанов. Аналогичная ситуация в "Главстрой СПб": "Цена на паркинги в течение 2020 года в наших объектах не менялась, но в разных очередях цены могут отличаться". В проектах "ЮИТ Санкт-Петербург" и ГК "Полис Групп" отметили рост от 5% до 15%. "В основном рост цен был обусловлен увеличением спроса на машиноместа во вводимых в эксплуатацию проектах", — убежден Максим Соболев.
Сейчас по правилам землепользования и застройки на каждые 80 м2 жилья должно быть одно парковочное место. "На практике от этой нормы можно отступить, если рядом, к примеру, есть гаражный кооператив. По себестоимости строительство подземного паркинга обходится на 10–12% дороже наземного и с каждым этажом вглубь эта сумма увеличивается", — рассказывает Ася Левнева.
В период экономического кризиса и сокращения реальных доходов потребители в первую очередь экономят на паркингах, поэтому застройщики стараются минимизировать количество парковочных мест в жилых комплексах. Поэтому часть девелоперов рассматривает вопрос о перепрофилировании паркингов в другую коммерческую недвижимость, например, размещая на первых этажах магазины, а на остальных — офисы, коворкинги и так далее. Но не всегда это востребовано у инвесторов. "Технически это возможно, но практически это не распространено. Мы рассматривали вариант реконструкции, однако инвестору оказалось проще подобрать для своих целей более подходящий объект", — уточняет Максим Соболев.