Власти хотят урегулировать конфликт фермеров и пчеловодов через новый закон.
Проблема массовой гибели пчёл стоит остро во многих регионах страны, и Ленинградская область не исключение. Основными врагами этих насекомых, по данным Минсельхоза и Роспотребнадзора, являются пестициды и агрохимикаты — средства, которыми хозяйства и фермеры опрыскивают поля для борьбы с вредителями или опасными растениями (например, с борщевиком).
В конце декабря 2020 года президент подписал закон "О пчеловодстве", который помимо прочего вводит защитные механизмы для предотвращения отравления пчёл химикатами. Теперь сельхозпроизводители обязаны предупреждать пчеловодов минимум за 3 дня о планируемых обработках на земельных участках, расположенных на расстоянии до 7 км от пасек. Закон вступит в силу 29 июня 2021 года.
Поиск золотой середины
Основная часть областных пчеловодов считает данный закон компромиссом между интересами компаний, занимающихся растениеводством, и пчеловодов.
"Мы сами несём ответственность за своих пчёл, держим большие пасеки, чтобы иметь прибыль и жить с этого, — говорит блогер–пчеловод из деревни Муратово Андрей Добросотский. — Фермеры делают то же самое, арендуя поля. Пчёлы — это наш бизнес, а поля — бизнес фермеров. И так сложилось, что мы оказались в одной упряжке. Насекомые–вредители могут уничтожить посевы. Пчёлы не являются таковыми, наоборот — они помогают опылять растения, но, попав случайно на территорию фермера после обработки, могут погибнуть".
С этим согласен и глава крестьянского фермерского хозяйства "Варечкина пасека" Сергей Клементьев. "Пчеловоду нужно представить себя производителем зерна или любой другой сельскохозяйственной культуры. Агрохимикаты для фермеров намного дешевле органических удобрений, а это влияет на себестоимость производства. Ни одно сельскохозяйственное предприятие не пойдёт на реальное увеличение себестоимости", — отмечает собеседник "ДП".
Бунт против химии
Впрочем, есть и те, кто настроен радикально, выступая едва ли не за полный запрет опасной химии в сельском хозяйстве. Администратор группы во "Вконтакте" "Пчеловодство в Ленобласти" Татьяна Шашкова считает, что предупреждение о предстоящих обработках необходимо, однако закрытие насекомых в любом случае станет проблемой для пчеловода. "Пчёлы вылетают и через щели. При этом летом можно даже щели оставлять закрытыми, но тогда они съедают свой мёд, а это убыток для владельца пасеки", — добавляет она.
Примечательно, что, когда законопроект проходил в Госдуме первое чтение, он включал в себя прямой запрет на применение опасных для пчёл пестицидов и агрохимикатов на расстоянии до 5 км от нахождения пасеки и границ таких зон. Однако эти ограничения в финальную версию документа не попали.
"Пчёлы — это всего лишь стрелка барометра, которая отражает экологическую обстановку. Если не будет пчёл, то очень быстро исчезнут и другие опылители — бабочки, шмели. И начнёт создаваться цепочка экологической угрозы. Если бы растениеводы и депутаты это понимали, этот пункт вошёл бы в итоговый документ", — считает заместитель председателя Союза пчеловодов–промышленников Алексей Матюшкин.
Любопытно, что против использования агрохимикатов выступает и президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт–Петербурга Александр Быков. По его словам, в основе качественной сельхозпродукции лежат органические удобрения. Он отмечает, что с использованием агрохимикатов снижается себестоимость производства: мол, отравили сорняк, и рабочая сила уже не нужна.
"Вероятно, фермеры хотят как–то выжить и сохранить предприятия, поэтому вынуждены их использовать", — говорит Александр Быков. Он добавляет, что за последнее время неорганические удобрения сильно выросли в цене, поэтому всё идёт к тому, что лучше справляться без них.
Насекомым тоже выдадут паспорт
Согласно новому закону на каждую пасеку должен быть оформлен ветеринарно–санитарный паспорт. Полномочия по утверждению порядка его оформления переданы на уровень субъектов федерации. В принципе, в регионах, включая Ленобласть, такая работа уже велась, но теперь она подкреплена законодательным императивом сверху.
Идентификационный документ содержит данные о пчеловоде, месте нахождения хозяйства, состоянии здоровья насекомых и приблизительных объёмах производства мёда.
По словам Сергея Клементьева, крупные пчеловоды заинтересованы в том, чтобы все пасеки были зарегистрированы. "Мы будем знать, что соседние пасеки имеют соответствующие ветеринарные документы и не представляют угрозы для наших насекомых", — отмечает он. Кроме того, без паспорта пасеки пчеловоды рискуют пропустить предупреждение об обработке полей от ветеринаров и поставить жизнь своих пчёл под угрозу. Тем не менее Алексей Матюшкин отмечает, что риск для крупных пчеловодов с паспортами пасек тоже есть. По его словам, закон не обязывает растениеводческие хозяйства указывать в оповещении пчеловоду длительность периода обработки. "Этот пункт принципиальный, но его в законе нет", — говорит эксперт.
Это может привести к злоупотреблениям, ведь любое хозяйство или фермер могут разместить объявление об обработке территорий с 1 мая по 1 сентября и формально исполнить норму закона. Однако пчеловоду для спасения пчёл нужны конкретные даты обработок. Нельзя закрыть пчёл на неделю или месяц.
Алексей Матюшкин добавляет, что экстренно вывезти своих пчёл может не каждый пчеловод, потому что вес улья достигает 150 кг. Для такого рода действий необходимы средства погрузки и механизации, а также предварительная откачка мёда, чтобы снизить вес улья.
Поэтому желательно, чтобы аграрии, как в странах Евросоюза, применяли агрохимикаты только 3–го и 4–го классов опасности, тогда и пропадёт необходимость закрывать пчёл.
Культурный код
Пчеловоды из разных регионов давно выступали за то, чтобы фермеры начали использовать агрохимикаты низкого класса опасности. Однако, по словам Андрея Добросотского, из–за недостаточного количества подписей инициатива не была рассмотрена. По мнению Алексея Матюшкина, ситуация изменится с повышением уровня культуры аграриев. Сейчас у многих небольших фермеров нет специалистов с агрономическим образованием. "Фермеры должны понять, что пчёлы — их помощники. Они повышают на 30% урожайность рапса, гречихи, подсолнечника. Если бы аграрий это знал, он бы не стал экономить на агрохимикатах и сделал бы выбор в пользу сохранения пчёл и ежегодного повышения урожайности", — добавляет он.