Два года проработал в должности вице-губернатора Петербурга Евгений Елин. В правительство уже имевший опыт работы в Смольном (а также в Минфине и Минэкономразвития) чиновник пришёл вместе с новой командой Александра Беглова.
Елину поручили важнейшие направления: экономика, финансы, налоговая политика, стратегическое планирование, госимущество, землеустройство — другим вице-губернаторам после такого распределения едва хватило полномочий.
Власти Петербурга ещё в доковидную эпоху поставили перед собой весьма амбициозную задачу: добиться увеличения доходной части городского бюджета до 1 трлн рублей в 2024 году. Главным по реализации плана стал, разумеется, куратор экономических вопросов Евгений Елин.
Уже с 1 марта 2021 года Елин будет заниматься космическим направлением в авиахолдинге S7 Group. В Смольном настаивают, что это не отставка, а расставание по инициативе обеих сторон. Сам пока ещё вице-губернатор говорит, что не любит сидеть на одном месте, а к успехам за время работы в правительстве относит проект развития петербургского железнодорожного узла и перевод общественного транспорта на газомоторное топливо.
Разумеется, в Смольный Елин приходил за большим. Что не получилось у одного из самых опытных управленцев команды Беглова и была ли изначально "расстрельной" должность (спикер по ковидным ограничениям), которая в итоге стала основной для Елина в Петербурге, "ДП" поинтересовался у политологов.
Когда обстоятельства сильнее
"Не вижу макроэкономических причин для того, чтобы Елин был уволен. И он, собственно, уволен и не был: ушёл сам. Пандемия оказала слишком сильное влияние на глобальную стратегию. Тому, кто занимается ракетами, трудно идти прокладывать дороги. Было видно, что Елин потерял энергетику, которой было в избытке, когда он приходил в поднимающуюся экономику..." — говорит политолог, доктор социологических наук Дмитрий Гавра.
С ним согласен политический психолог Александр Конфисахор. По его словам, Елин пришёл в Смольный не только с федеральным опытом (пусть и полученным в качестве зама Алексея Улюкаева), но и соответствующими амбициями.
"Когда вице-губернатор говорил про триллион рублей — я уверен, что он отвечал за свои слова. А потом стало очевидно, что эта цель, как и другие долгосрочные, недостижима по объективным причинам. Елин всегда озвучивал то, что думает, и, по-моему мнению, поступил достойнее, чем многие другие", — отметил Конфисахор.
Роль чиновника, который озвучивает непопулярные решения, связанные с противодействием COVID, Елина скорее тяготила, соглашаются собеседники "ДП".
"Работать в режиме ручного управления неинтересно, когда ты макроэкономист. Елин никогда не обещал невыполнимого, но диалог с бизнесом — особенно в период жёсткого локдауна у него, конечно, не очень задался", — констатирует Гавра.
"Насилие как обязанность"
Яркие высказывания Елина радовали журналистов (столь словоохотливого вице-губернатора в городе не было со времен Игоря Албина), но зачастую совершенно не находили отклика в бизнес-сообществе.
Формулировки, которые выбирал вице-губернатор, в общем-то определяла COVID-обстановка. В середине осени он просил горожан "забыть про жаркие танцы", а бизнес — отнестись к ситуации с пониманием, но ближе к новогоднему локдауну изменил риторику.
Предприниматели, спросившие о предметной помощи, услышали, что "на каждый чих не наздравствуешься" (депутат Госдумы Сергей Боярский позднее сказал, что ему стыдно за такой ответ Елина).
Самое же, вероятно, громкое заявление вице-губернатора прозвучало после того, как полицейские штурмом взяли один из баров на Рубинштейна, который не пожелал закрываться в 23:00. Против сотрудников заведения, в том числе девушек, силовики применили дубинки.
Вице-губернатор Елин, давая оценку ситуации, заявил, что "насилие со стороны полиции — это обязанность".
Стоит ли говорить, что бизнес, в первую очередь — рестораторы, неоднократно жаловались на Елина Москве.
"Жалко, что нет оценки десять", — ответил на просьбу оценить работу вице-губернатора по 5-балльной шкале вдохновитель бунта баров, предприниматель Александр Коновалов.
"Некомпетентный человек, который занимал своё место по непонятным причинам. И это во втором по значимости городе! Ошибки допускали серьёзные и до него, конечно, но по крайней мере об этом на всю страну не кричали... Заявления Елина бизнес воспринимал как сигнал к уходу в тень разве что. А после слов про "орган насилия" вообще всё ясно стало. Это же оправдание преступных действий на самом высоком уровне! А дальше что? Дальше у нас женщин на митингах избивали и журналистов..." — высказался Коновалов.
Собеседник "ДП" также напомнил и о "блестящей" идее Елина с установкой зимних террас (подробнее о том, почему столики на улицах не спасли рестораторов, — в материале "Замороженная выручка").
За такое в России не увольняют
Эффективность чиновников в РФ едва ли определяет, насколько успешной будет их карьера. Куда полезнее полного комплекта качеств управленца может быть, например, принадлежность к определённому клубу или обществу (скажем, афонскому), отмечают опрошенные "ДП" политологи.
Даже самая жёсткая критика федеральным центром тех или иных решений в регионах вовсе не означает, что на местах грядут кадровые перестановки.
"Коронавирус стал испытанием для чиновников ещё и потому, что никто их к такому не готовил. Такая ситуация просто не была предусмотрена. Спрашивать с них за то, к чему их не учили, неверно. Общая же ситуация такова, что реакции нет даже при грубейших и очевидных ошибках. Необоснованные решения порой принимали санитарные власти [Роспотребнадзор], не лучшим образом выступил комитет по здравоохранению... Но ничего не произошло", — напомнил политолог Владимир Васильев.
Эксперты соглашаются, что, хотя протиковидная активность Елина наносила Смольному репутационный ущерб, его уход в куда большей мере определили другие факторы. Осознание, что долгосрочные экономические цели недостижимы, а ручной контроль остаётся надолго, а ещё обострившаяся в год выборов внутривидовая борьба.
Единый день голосования — это скорее забота губернатора и его заместителя по политическим вопросам (Александр Бельский), а также, конечно, законодательной власти, но крупные проекты и вопросы бюджета всегда на виду. А это значит, что с уходом Елина неизбежно перераспределение позиций тех, кто соберёт здесь политические очки.
Пока всё идёт к тому, что полномочия вице-губернатора поделят между Максимом Соколовым (пришёл в Смольный с ещё большим федеральным опытом, чем Елин, но до сих пор по большей части находится в тени) и Эдуардом Батановым. Ещё в апреле прошлого года "ДП" писал, что акции последнего существенно подросли на сокращении бюджета Северной столицы.
Другие неофициально упоминавшиеся кандидатуры — глава ККИ Сергей Муравьев и зампред комитета по промышленной политике и инновациям Александр Ситов.
Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов курирует вопросы транспорта. Его позиции в правительстве, как ожидается, с уходом Елина станут сильнее.
При этом по информации источников "ДП", после отставки Елина в Смольном могут произойти и новые перестановки.
"И у Соколова хватает функционала, и у Батанова. Скорее всего, они поделят полномочия Елина между собой. Появления новой фигуры для определения экономической стратегии я бы не ожидал до тех, пока не будут преодолены последствия локдауна. С другой стороны, не за горами работа над следующим бюджетным планированием, и здесь финансовому блоку уже предстоит работать с новым составом ЗакСа, поэтому возможны варианты", — сказал Дмитрий Гавра.
В любом случае, привлечение инвестиций и увеличение доходов бюджета — две важнейшие задачи, которые неизбежно потребуют нового подхода, подчеркивает политолог.
"Серьезных кадровых перестановок в Смольном ожидать не стоит. Но не будем забывать, что Петербург ближе к Москве, чем Москва к Петербургу. Многие решения, определяющие вектор развития города, принимаются не в Северной столице..." — добавил Гавра.
"Прогнозы по кадрам — всегда неблагодарное дело. Всё здесь очень алогично, профессиональные качества зачастую уходят на второй план. В конечном итоге от персоналий зависит далеко не всё: что и показал пример с Елиным..." — подытожил Александр Конфисахор.
Смольный тем временем остался без самого публичного вице-губернатора. Теперь у главы города Александра Беглова двенадцать заместителей (трое, напомним, появились в правительстве совсем недавно).