На рост не насмотрели: как изменились траты на ТВ в эпоху пандемии

Автор фото: Ковалев Петр

Несмотря на пандемию, платить больше за ТВ россияне не стали. По итогам 2020 года объём рынка сохранился на уровне 104 млрд рублей.

Согласно данным "ТМТ Консалтинг", сегмент спутникового телевидения по итогам 2020 года занимает 38% в структуре платного ТВ по абонентам, кабельное телевидение пока остаётся лидером (40%), IPTV — догоняющим (22%).
Кабельное ТВ теряло абонентов и в 2018–м (–0,2%), и в 2019 годах (–1%). В 2020–м тенденция сохранилась, и "провода" лишились ещё 0,8% пользователей. IPTV, напротив, идёт семимильными шагами вперёд, показав рост в 2019–м (+6,5%) и закрепив результат в 2020–м (+7,6%).
Спутники впервые показали отрицательный результат. Убыль абонентов в размере 0,1% — тревожный звонок для операторов. Возможно, настолько тревожный, что на конференции SpaceCom Digital Russia 2021 был поднят вопрос: не заменит ли цифровое ТВ спутниковое? Разумеется, не заменит — решили спикеры. Опрошенные "ДП" эксперты придерживаются того же мнения, однако отмечают, что рынок меняется и замещение кабельных и спутниковых технологий будет продолжаться.

Надежды спутника земного

По словам директора по маркетингу ГК "Орион" Дмитрия Жичина, спутниковое телевидение по–прежнему играет важную роль на российском рынке и в долгосрочной перспективе не будет полностью заменено цифровым в масштабах страны.
"Не следует забывать, что спутниковое и цифровое телевидение отличаются друг от друга способом доставки сигнала до абонента и имеют разную целевую аудиторию. Абоненты спутникового телевидения — это в первую очередь жители небольших населённых пунктов, где спутниковый сигнал — единственная возможность получить доступ к услугам", — считает Дмитрий Жичин.
Такую позицию разделяет и генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков.
"Если мы рассматриваем Россию целиком, то замещения спутникового ТВ быть не может. У нас большая страна, и в некоторых регионах даже нет проводного доступа. IPTV — это удел крупных городов. В городах, где 100 тыс. населения и меньше, мало таких возможностей, не говоря о деревнях", — подчёркивает он.
Кроме того, эксперт отмечает, что развитие IPTV тормозится из–за двух факторов: во–первых, медленное развитие в регионах, а во–вторых — высокая цена. По данным ТМТ, спутниковое ТВ обходится абонентам в среднем в 119 рублей в месяц, интернет–ТВ — в 301 рубль. Поэтому, полагает Кусков, масштабного снижения доли спутника не будет, а будут лишь корректировки в крупных городах с переходом на IPTV.

Интернет–ТВ пошло на область

Эти "корректировки" уже начались, при этом "цифровые" игроки начали выходить из зоны комфорта в небольшие населённые пункты.
Как рассказали "ДП" в "ЭР–Телеком Холдинге", в 2020 году компания запустила масштабный проект по подключению к цифровым услугам частных домов и посёлков в Ленинградской области.
"Вместе с процессом цифровизации небольших населённых пунктов часть абонентов будет отказываться от “тарелок” в пользу кабельного телевидения. Но до того момента, когда цифровое ТВ станет реальной угрозой спутниковому в тех местах, куда провести оптоволокно слишком дорого и нерентабельно, пройдёт ещё много времени", — уверен Дмитрий Жичин.
С этим согласен директор межрегионального филиала Северо–Запад АО "ЭР–Телеком Холдинг" Александр Мотрич.
"В отдалённых регионах до сих пор часто нет оптических сетей и нет стабильно работающих 3G и 4G. Поэтому спутник там — единственный выход. Но если в населённом пункте появляется соответствующая сеть, то с высокой долей вероятности люди переключаются на “цифру”", — отмечает он.

Ставка на допсервисы

Как и мобильные операторы, провайдеры спутникового ТВ начали делать ставку на развитие дополнительных сервисов.
"Прирост абонентской базы операторов уже давно обусловлен не новыми подключениями, а способностью операторов удержать платящих клиентов. Многие зрители во время пандемии смогли оценить нелинейное ТВ, когда программы можно ставить на паузу, перематывать, смотреть сначала", — считают в "Триколоре".
В ГК "Орион" сообщили, что будут усиливать b2b–направление как один из главных драйверов развития бизнеса.
Единственным растущим игроком в сфере спутникового ТВ остаются МТС. И то за счёт конвергенции услуг. При этом дохода этот бизнес компании не приносит.
"Спутниковое ТВ от МТС как отдельная услуга имеет отрицательную маржинальность. Компания последней вышла на рынок и продаёт своё оборудование в 3 раза дешевле конкурентов. Если рассматривать отдельно бизнес спутникового ТВ, то в МТС его нет", — подчёркивает Денис Кусков.

Новичков не ждут

Новых участников на рынке спутникового ТВ уже не будет, полагает Кусков. И даже наоборот, их количество будет постепенно сокращаться вследствие слияний и покупок. На рынок заходить тяжело: абонентская база консервативнее, чем в сегменте цифрового ТВ.
"Если в многоэтажных домах есть сети нескольких провайдеров, пользователю легче поменять поставщика услуг. Переход между спутниковыми операторами связан с существенными затратами на покупку оборудования", — говорит Дмитрий Жичин.
"Несмотря на рост подключений в первом полугодии 2020 года, который произошёл вследствие режима самоизоляции и раннего начала дачного сезона, в сегменте спутникового телевидения наблюдается стагнация. Ключевыми драйверами рынка сегодня являются IPTV и OTT–сервисы", — отмечает Дмитрий Жичин.

Кабель задушен

Но самая грустная судьба у кабеля. Если за спутником закрепилась своя ниша — отдалённые регионы, то в случае с кабельным ТВ вариантов не осталось. Эксперты в унисон предсказывают смену доминанты в крупных городах.
"Самая большая доля на рынке сейчас — кабель. Он будет как раз постепенно уходить “в никуда”, потому что сигнал будет распространяться через IPTV, это более современное и технологичное решение, которое станет главной моделью в крупных городах", — полагает Денис Кусков.