Для многих видов бизнеса, особенно контактных, закупка СИЗ была и остаётся крупной статьёй расходов. Годом ранее предприятия МСП и индивидуальные предприниматели из гостиничной, физкультурно-оздоровительной, ресторанной сфер могли получить единоразовую выплату на покрытие трат на СИЗ. Теперь бизнес просит Минэкономразвития повторить программу на 2021 год. Есть ли у этой инициативы перспективы и сколько денег понадобится — выяснил "Деловой Петербург".
Больше всего сейчас страдают ретейл и общепит: достаётся небольшим сетям и малому ресторанному бизнесу. Годовые траты на СИЗ для них сравнимы с тратами на запуск целого кафе. Но даже для крупных ретейлеров расходы для СИЗ — не самая приятная тема. Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) заявляла, что траты российских магазинов на обеспечение безопасности от COVID-19 составляют 2 млрд рублей ежемесячно.
Дефицит и мошенники
"Я недавно получил цифры по расходам, и наши траты на СИЗ меня поразили, — рассказывает бизнесмен Николай Готко, владелец заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне" — У нас 6 заведений и в зависимости от заведения в среднем в месяц тратится от 40 тыс. до 55 тыс. рублей на каждое. Если грубо округлять, то это порядка 3 млн рублей за год. Причём мы маленький бизнес. Для нас это очень много".
По словам Готко, на эти деньги он мог бы открыть новую кофейню. В расчёт при этом идут только перчатки, маски и антисептики, хотя помимо них активно закупили обеззараживатели воздуха, разметки для кафе и дозаторы для антисептиков. Также пришлось сократить посадку в кофейнях, чтобы обеспечить социальную дистанцию. Общую статью расходов для обеспечения безопасности от коронавируса бизнесмен назвать затрудняется.
Читайте также:
Коронавирус
Производители СИЗ снижения спроса не заметили
"На что я ещё обратил внимание: увеличился расход мыла и бумажных полотенец, потому что люди начали чаще мыть руки. По сравнению с прошлым годом их стали расходовать минимум в два раза больше. От общей статьи расходов траты на СИЗ составляют порядка 5%. В среднем, стандарт в кофейнях на непредвиденные потери составляет 2%. А вот эти 5% — это выходит сумма колоссальная. Ещё раз обращу внимание, что я назвал только самые основные расходы", — добавил Готко.
Дороже всего из СИЗ обходятся перчатки, на них тратится более 50% от общей суммы. "Виниловые перчатки мы используем всегда, и в течение 9 лет мы их покупали за 180–230 рублей за упаковку. Сейчас самые дешёвые перчатки можно купить за 800–1,5 тыс. рублей. С масками отдельная история — в начале введения ограничений мы наткнулись на мошенников", — делится Готко.
По словам предпринимателя, его компания закупила партию масок за 250 тыс. рублей, но так их и не увидела. Сейчас Готко пытается вернуть деньги через суд: "Мы заплатили компании официально, а она просто исчезла. Компания-однодневка", — пожаловался бизнесмен.
"Мне сегодня позвонил коммерческий директор и заявил, что закупка СИЗ — тот ещё геморрой, — отмечает ресторатор Евгений Хитько, — тратим мы на них много, достать тяжело".
У Хитько более 10 заведений, на СИЗ для каждой точки тратится около 15–20 тыс. рублей в месяц (и для сотрудников, и для гостей). То есть на все его рестораны уходит 180–240 тыс. в месяц, а за год ушло порядка 2–3 млн рублей.
"Вообще в статье "хозяйственные нужды" это является серьёзной тратой. При этом был дефицит СИЗ. До сих пор сложно достать медицинские перчатки. Я по личным связям выкупаю партии до сих пор", — поделился бизнесмен.
"Это уже неприятно"
"За год мы потратили на обеспечение противовирусных мер более 250 млн рублей, по нашим меркам это очень большая сумма, — рассказывают в пресс-службе "Азбуки вкуса" — Помимо СИЗ в неё входят затраты на дезинфекции, чистку вентиляций, повышение частоты влажных уборок, разметка полов и другое".
В компании отметили, что в самом начале карантина были огромные сложности с закупками СИЗ, цена на них в оптовой закупке взлетала в 160 раз: до пандемии одна маска стоила 20 копеек, в разгар карантина — 32 рубля.
"По прошествии ажиотажного спроса было также ещё несколько пиков и спадов цен на СИЗ, связанных с задержками поставок: мы одновременно получали новые условия закупок сразу от большого числа поставщиков", — добавили в компании.
В первую очередь "Азбука вкуса" обеспечила СИЗ своих сотрудников: работников магазинов, складов, и их собственного производства. С первых дней введения в Петербурге мер безопасности компания предоставляла покупателям открытый доступ к одноразовым бесплатным перчаткам, и как только рыночная ситуация позволила закупать достаточное количество масок, ретейлер также стал бесплатно предоставлять одноразовые медицинские маски.
"За прошлый год мы не получили ни одного крупного штрафа от Роспотребнадзора, это стало возможно только в результате огромного количества усилий со стороны нашей команды: коммерческой службы, отдела качества, службы безопасности, логистики и другим", — подчеркнули в компании.
Если оценивать расходы на СИЗ относительно выручки ретейлеров, то доля их будет достаточно ощутимой, уверен Иван Федяков, генеральный директор "Инфолайн-Аналитика". "Сейчас 10–15% рентабельности в ретейле уже считается хорошим уровнем. И если из этих 10–15% хотя бы 1% был потрачен на СИЗ, то это уже неприятно. И что особенно обидно — это по факту никак не влияет на прибыль компании. Не обидно тратить на что-то, что даёт рост и привлечение клиентов, а в данном случае СИЗ вообще ничего не даёт", — прокомментировал он.
По словам Федякова, у крупных сетей годовые траты на СИЗ могут исчисляться миллионами, а то и миллиардами рублей (например, в октябре прошлого года X5 Retail Group сообщила, что потратила 4 млрд рублей на обеспечение безопасности от коронавируса).
"Компаниям эти траты никто не возмещает, хотя со стороны государства было бы неплохо организовать какие-нибудь поставки СИЗ хотя бы для малого бизнеса или сделать доступ к более выгодным ценам на них, либо снизить фискальную нагрузку. Если ты выдвигаешь требования, то ты должен предложить какие-то механизмы, как эти требования реализовать. Сейчас начали говорить о снижении ставки НДС для ресторанов. И уже здесь видно, что даже в начале обсуждения государство плохо понимает рынок. У нас 90% ресторанов работают без НДС. Да, давайте поддержим отрасль тем, что ей не нужно. Конечно, крупные торговые сети, как McDonalds, НДС платят, но нужна ли им эта поддержка вообще? Они ведь во время пандемии наоборот подмяли под себя рынок на фоне того, что индивидуальные предприниматели массово закрывались. Грош цена такой поддержке", — критикует Федяков.
Ещё один немаловажный фактор — штрафы бизнеса при несоблюдении масочного режима. Здесь всё зависит от региона: "Где-то все проверки заканчиваются просто вынесением предупреждения. То есть на 1 тыс. проверок приходится 100 предупреждений и единицы штрафов. И это довольно лояльная политика — так государство показывает, что заботится о гражданах, проводя регулярные проверки, и в то же время не забывает про бизнес, вынося ему просто предупреждения и давая возможность исправиться. А где-то штрафуют по полной и проводят целые карательные операции, видимо, так пытаются пополнить бюджет", — заключил эксперт.
В июле 2020 года правительство РФ выделило субсидии на закупку СИЗ для предприятий МСП и индивидуальных предпринимателей, работающих в гостиничной, физкультурно-оздоровительной, ресторанной деятельности и сфере бытовых услуг. Сумма субсидий составляла 15 тыс. рублей на организацию плюс 6,5 тыс. рублей на работника и выплачивалась единоразово. Всего на субсидии было выделено 20 млрд рублей.
Сперва программу выплат запланировали до 15 августа. Затем Минэкономразвития предложило продлить её до 15 сентября. В конце ноября прошлого года глава министерства Максим Решетников отчитался, что почти 300 тыс. российских компаний получили субсидии на приобретение СИЗ на сумму около 12 млрд рублей.
В конце марта 2021 года общественная организация "Опора России" попросила Минэкономразвития продлить субсидии на СИЗ на 2021 год.