Петербуржцы во время локдауна активнее заводили домашних животных. От этого выиграли заводчики элитных пород собак и кошек.
Рынок ветеринарных услуг в 2020 году терпел убытки. Клиникам приходилось принимать пациентов только по записи, что ударило по финансовым показателям.
В то же время пандемия сыграла на руку заводчикам домашних животных. Как объясняет семейный ветеринарный врач Таисия Дмитриева, у людей появилось много свободного времени. Заводчики ожидали спада спроса на фоне падения покупательной способности, но на деле оказались в плюсе.
Владелица питомника "Белый Клык" Валерия Ковалёва говорит, что людям во время локдауна попросту было скучно сидеть по домам, поэтому собак забирали гораздо активнее.
В добрые руки
По данным "Авито", в 2020 году спрос на кошек в Петербурге вырос на 40%, на собак — на 38% по сравнению с 2019 годом. Самыми популярными на сайте в разделе "кошки" стали беспородные животные — доля запросов на них в общем объёме составила 38%. Интересоваться ими в прошлом году стали на 56% активнее, чем в 2019–м.
На втором и третьем месте по востребованности оказались британские и шотландские котята — их доли в общем спросе составили 12% и 11% соответственно. Если сравнивать с 2019–м, то спрос на кошек британской породы на "Авито" в 2020 году вырос на 22%, а шотландские котята получили на 41% больше внимания со стороны петербуржцев.
В разделе "собаки" петербуржцев тоже больше интересовали беспородные животные — их доля в общем спросе составила 13%, при этом в 2020 году они стали на 51% востребованнее, чем в 2019–м. Чаще всего беспородных щенков отдавали бесплатно.
На втором месте у петербуржцев оказались шпицы с долей 12,8% в общем спросе. В прошлом году их искали на "Авито" на 50% чаще, чем в 2019–м. Продавали пушистых остроносых щенков в среднем за 18 тыс. рублей.
"Тройку лидеров в Петербурге замыкают чихуахуа. Они заняли долю 10% в общем спросе в разделе. В 2020 году ими интересовались на 29% больше, чем годом ранее. Купить маленького чихуахуа можно было в среднем за 10 тыс. рублей", — заключают в "Авито".
Тенденция сохраняется и в 2021 году, несмотря на то что большинство петербуржцев уже вернулись в офисы. Кошками с 1 января по 21 марта петербуржцы интересовались на 41% активнее, чем в аналогичный период прошлого года, а собаками — на 31% чаще.
"При этом количество объявлений от пользователей, которые хотят продать или отдать животное в добрые руки, тоже увеличивается. Продавать и отдавать кошек в этом году стали на 31% больше, чем в прошлом году, а собак — на 21%", — подчёркивают представители "Авито".
Твой друг из России
Не обошлось и без сложностей. Выиграв от повышенного спроса на домашних животных среди петербуржцев, заводчики потеряли долю европейских клиентов.
Как объясняет Валерия Ковалёва, европейцы любят покупать животных в России, потому что качество разведения у нас на порядок выше. В числе сильных игроков США и Таиланд, однако цены на животных там выше. Впрочем, выросшие цены на перевозки делают эту разницу не такой заметной.
"Курьеры и авиакомпании на 50% повысили стоимость своих услуг. Например, доставка в Хельсинки обойдётся клиенту в €670 — сама собака порой стоит дешевле", — говорит Ковалёва.
Проблемы также наблюдаются в сфере кинологии. Центры по дрессировке собак отмечают довольно серьёзный спад.
Как говорит кинолог школы DogForFun и владелец производства натуральных лакомств для собак и кошек "БонХруст" Михаил Меньшиков, в сфере, связанной с дрессировкой клиентских собак, произошла практически полная остановка деятельности.
"Многие торговые центры, в которых есть кинологические расчёты (команда из кинолога и дрессированной собаки, которая занимается обеспечением безопасности. — Ред.), перестали их выставлять. Произошли серьёзные задержки выплат по договорам. В это время многие кинологи запустили школы онлайн–дрессировки", — рассказывает он.
Предложение дрессировки питомца по интернету попало в точку — такие услуги кинологов обходятся дешевле, а сэкономить сейчас стараются практически все.
Так что история тоже оказалась долгоиграющей, не ограничиваясь локдауном.
В онлайн–школе "Послушный друг человека" говорят, что спрос на обучение дрессировке в онлайне есть до сих пор. Основной поток клиентов школы начался именно в апреле 2020 года.
Одинокий не волк
Вместе со спросом на животных выросла потребность в лакомствах для них. "Многих людей перевели работать на удалёнку. Собаки, пребывающие в шоке от того, что люди остались дома, а не ушли, как обычно, приставали к хозяевам и мешали работать. Особенно это касалось учителей. Так, на моём примере, в апреле и мае 2020 года спрос на лакомства был в два раза выше обычного", — говорит Меньшиков.
Сейчас сложилась противоположная ситуация — люди вернулись в офисы, а их питомцы остались сидеть дома в одиночку. Это сказалось на психологическом состоянии братьев наших меньших. Эксперты говорят о новом явлении — "собаки пандемии". Домашние животные стали бояться одиночества.
"Всё зависит от конкретной собаки, но многие действительно стали переживать, когда хозяева уходят. Вдруг они ушли и пропали навсегда?" — объясняет зоопсихолог Анна Казакова.
По её словам, ухудшение психологического состояния наблюдается и у взрослых собак, и у щенков. Но у малышей всё–таки чаще. С рождения их не приучили к одиночеству — и спустя полгода, проведённых с хозяином, щенок боится оставаться один.
Впрочем, у многих щенков, которых завели в разгар пандемии, всё складывается неплохо. Некоторые клиенты решили завести питомца во время карантина именно потому, что это идеальное время, чтобы вырастить малыша.