Далеко не все участники туристической отрасли пережили пандемию. Тяжелее всего пришлось компаниям из Северной столицы, ориентированным на обеспеченных клиентов из-за рубежа.
Петербург, 365 дней в году заполненный туристами, в марте 2020 года неожиданно затих. Опустел Невский проспект, Эрмитаж и Русский музей закрыли свои двери, Мариинский и Александринский театры отменили спектакли, а в Казанский собор перестали пускать на службы прихожан.
"Ничего хорошего. Падение турпотока составило от 85 до 100%", — подводит итоги года, прошедшего с момента объявления пандемии, директор ассоциации "Лига туроператоров Санкт-Петербурга" Кирилл Соколов.
"Нашу компанию пришлось спасать своими личными средствами. Впервые я обрадовался, что мы достаточно маленькие и потому нам проще выжить", — говорит соучредитель компании Gute Reise Сергей Залесов.
В ловушке ограничений
В 2020 году сокращение туристического потока в Петербурге достигло 73%, подсчитали в Смольном. Всего в Северной столице побывало 2,9 млн человек, тогда как в 2019-м — 10,4 млн. Число гостей из российских регионов упало на 60%, из-за рубежа — на 90%.
Всю прошлую весну представители отрасли держали руку на пульсе, надеясь на смягчение ограничений. Некоторые послабления наступили в мае. Однако, вопреки ожиданиям, активизировались не туристы извне, а сами петербуржцы. Горожане, уставшие от домашней изоляции, массово поехали в пригород. Ажиотаж наблюдался в Курортном районе Санкт-Петербурга, а также в Ленобласти. В топе самых популярных направлений на Северо-Западе были Сестрорецк, Зеленогорск, Карелия, Ладожское озеро.
"Петербург стал крупным хабом туризма Ленинградской области. Многие вспомнили, что Финский залив — это тоже море, пусть холодное, но не менее красивое. Выборг увидел много гостей в этой году и получил разные отзывы, многие из которых были пожеланиями к восстановлению объектов культурного наследия", — рассказала "ДП" гид бюро экскурсий "Клюква" Ярослава Плотникова.
Наплыв посетителей зафиксировали и отельеры Ленобласти: в конце мая и начале лета загрузка номеров достигла 95–98%.
Тоска по иностранцам
Пока Ленобласть навёрстывала упущенное за время локдауна, Петербург продолжал прозябать в ожидании туристов. Границы всё ещё оставались закрытыми, да и внутри страны россияне путешествовали весьма неохотно. А те, для кого эпидемия не была весомым аргументом для отказа от поездки, в основном отдыхали "дикарём".
"Турист туристу рознь. Нельзя сравнивать группу состоятельных бразильцев, американцев, немцев, которые остановились на неделю в отеле 5*, и школьников, которые живут в хостеле. Есть турист, который поужинает в ресторане, а другой купит йогурт с булкой в супермаркете. Кто-то закажет себе индивидуальную экскурсию на автомобиле, на катере — в итоге работу получат гид, водитель, капитан. А кто-то просто гуляет самостоятельно", — замечает председатель правления содружества гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга Светлана Селищева.
Между тем, львиную доли выручки в отрасли традиционно приносили именно организованные туристы, которые покупали путёвки с трансфером, питанием и экскурсиями. И даже после частичного снятия ограничений ситуация не улучшилась. "Музеи с июля 2020 года стали открываться для посетителей, но с туроператорами они по-прежнему не работали и максимальный размер группы в музее был не более 5 человек, — рассказывает Сергей Залесов. — Весь основной высокий сезон, когда в городе больше всего гостей, оказался потерян".
Выжили не все
Туроператоры, отельеры, рестораторы терпели убытки. И далеко не всем удалось выжить в пандемию. Так, четырёхзвёздочный комплекс в историческом центре Петербурга Courtyard by Marriott St. Petersburg Vasilievskу закрылся навсегда.
"Самые большие потери понесли крупные отели, ориентированные на международный и деловой туризм. Прибыль от корпоративных клиентов у них может доходить до 40%. Специально для них они оборудуют у себя большие конференц-залы и другие возможности, которые в 2020 году не были задействованы вообще", — рассказывает вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
Нелегко пришлось владельцам люксовых пятизвёздочных отелей. Сбить цену, чтобы привлечь менее обеспеченных клиентов, они не могли: если случайно нагрянувший состоятельный гость окажется по соседству с людьми не по статусу, это может навсегда испортить его впечатление.
В минус ушли гостиницы, заточенные под китайских туристов. Переориентироваться на новый контингент им не позволила репутация. В итоге, когда другие отели были загружены хотя бы на 10–15%, здесь и вовсе всё было по нулям.
Вынужденная трансформация
В ходе пандемии стали зарождаться новые тенденции в сфере туризма, говорят эксперты. В экскурсионной деятельности акцент сместился на цифровизацию: онлайн-лекции и мастер-классы, виртуальные прогулки по Петербургу. К слову, тренд сохраняется до сих пор.
Отельеры пересмотрели подход к сервису. Многие перешли на московский формат работы: если до эпидемии в ценниках большинства петербургских гостиниц по умолчанию был учтён завтрак и НДС, то теперь это нужно оплачивать отдельно. Кроме того, в цену номера больше не входит бассейн. Загородные отели также убрали предложения с полным пансионом.
"Все без исключения боролись за свой бизнес и держались как могли. Это был год пересмотра структуры и подходов к операционным процедурам, оптимизации, а где-то жёстких сокращений расходов, период отказа или пересмотра прежних моделей работы, поиска альтернативных источников заработка и заполнения имеющихся номеров и площадей", — говорит управляющий партнёр Hotel Advisors Сергей Данильченко.
Ряд отелей Северной столицы стали сдавать номера под офис. Площади бронируются на несколько часов в день, услуга популярна среди горожан, переведённых на удалёнку, но не имеющих возможности работать дома. Номер без ночёвки также снимают московские бизнесмены, которые приезжают в Петербург для проведения деловых переговоров.
Индустрия въездного туризма оказалась, пожалуй, самой уязвимой к эпидемии. На её восстановление, по оценкам экспертов, может уйти до 5 лет. Да и то лишь в том случае, если не будет введено новых ограничений. Между тем, летом в очном формате в Петербурге запланирован международный экономический форум, а также чемпионат Европы по футболу. Всё это может обернуться новой вспышкой коронавируса и повторного закрытия границ.
"Наша сфера деятельности прежде всего зависит об общего благосостояния наших будущих гостей. В первичные потребности людей входят продукты и одежда, а уже потом отдых и развлечения. После пандемии доходы населения (и не только в России) расти будут вряд ли", — считает Сергей Залесов.
События 2020 года нужно расценивать как звонок, считают представители отрасли. Несмотря на усилия властей (такие как кэшбек), внутренний туризм популярнее не стал. Даже в пандемию желающих отдохнуть в российских городах — Петербурге, Москве, Казани и других — много не нашлось.