Владимир Путин анонсировал механизм инфраструктурных кредитов регионам. Их собираются выдавать по ставке до 3% на 15 лет. "ДП" посчитал, на что и сколько могли бы попросить Смольный и Ленобласть.
Получить такой заём регионы смогут под конкретные проекты, которые пройдут экспертизу на федеральном уровне, заявил президент в своём послании. Всего до конца 2023 года власти планируют выделить на инфраструктурные кредиты не менее 500 млрд рублей. Сумма скромная, поэтому на инфраструктурный бум рассчитывать не стоит. Но главы субъектов предложение взяли в оборот.
"Не скрою, я напрягся, когда президент говорил, что коммерческие кредиты регионов с высокой долговой нагрузкой будут замещены бюджетными, — сказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. — Но это чувство небольшой несправедливости длилось не дольше минуты, потому что президент добавил, что регионы с низкой кредитной нагрузкой будут иметь возможность получения инфраструктурных кредитов".
С процентами, зато полностью
Ленобласть сразу определилась с несколькими проектами, на которые готова попросить инфраструктурный кредит. Впрочем, относительно новый среди них только один.
В первую очередь это строительство двух мостов: через Волхов и через Свирь, стоимостью 4 млрд рублей каждый. Их реализация начата в прошлом году, а завершить работы планируется в 2025–2026 годах. Ещё один дорожный проект — первый и второй этапы реконструкции Колтушского шоссе, что стоит 2,2 млрд рублей, а вместе с третьим и четвёртым этапами — порядка 5,9 млрд. Кроме того, проект развязки с Мурманским шоссе рядом с "МЕГА Дыбенко", обход микрорайона Южный во Всеволожске и обход Мурино справа в створе Пискарёвского пр. Стоимость последнего оценивается более чем в 5 млрд рублей.
На все эти объекты, кроме обхода Южного, федеральный центр уже не раз обещал Ленобласти деньги, причём в виде субсидий, то есть даром. Однако, как говорит собеседник "ДП" в правительстве региона, субсидии из Москвы хороши, но федералы не всегда дают столько, сколько обещали, либо не дают вовсе. Существенным оказывается и фактор человеческой договорённости. Поэтому кредит выглядит более надёжным вариантом, и регионы будут уверены, что у них есть вся запрошенная сумма.
В правительстве региона отмечают, что у них минимальная долговая нагрузка. "Надеюсь, что мы будем иметь приоритетное право получения этих средств", — сказал Александр Дрозденко.
Выступая на следующий день с отчётом перед областным Заксобранием, он дал поручение своим подчинённым дождаться публикации правительственных документов и подавать заявки.
Лоббисты подрулят
Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что инфраструктурных объектов и проектов под кредиты "в городе предостаточно", но конкретики не сообщил. Нет её пока и у профильного вице–губернатора Максима Соколова.
"Правительство Петербурга обращаться за займом на развитие инфраструктурных проектов планирует. В настоящее время мы определяемся с проектами и параметрами бюджетной поддержки. И метростроение может быть одним из них", — сообщили "ДП" в аппарате Соколова.
Если говорить про метро, то на первый план помимо текущих строек выходит продление трёх веток: коричневой от "Казаковской" до "Сосновой Поляны", зелёной от "Беговой" до "Каменки" и фиолетовой от "Комендантского пр." до "Шуваловского пр.". Примерную стоимость строительства этих участков можно оценить почти в 145 млрд рублей. Вряд ли регион не учтёт и продление оранжевой ветки до Кудрово вместе с депо "Правобережное" — это ещё 57 млрд рублей.
Но не стоит забывать про нынешних лоббистов строительства метрополитена — ВТБ, который создал компанию "Метрострой Северной Столицы" и отдал Смольному контрольный пакет акций. По данным "ДП", банк заинтересован дать Петербургу собственный кредит, обсуждается сумма 40 млрд рублей.
Из дорожных проектов напрашивается Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) стоимостью 160–180 млрд рублей. Не исключено, что кредитные деньги понадобятся уже на первый этап дороги — Витебскую развязку стоимостью 39 млрд рублей. Хоть федералы и так уже пообещали на неё 10 млрд. И ВТБ здесь тоже присутствует.
Ранее "ДП" писал, что власти Петербурга направили в Минтранс РФ предложение по федеральному софинансированию восьми объектов капитального строительства (один из них Витебская развязка) общей протяжённостью почти 32 км и стоимостью более 78 млрд рублей. Возможно, они тоже могут претендовать на кредит. Серьёзных вливаний требует и наземный транспорт, в том числе железнодорожное сообщение.
"Пока сложно сказать, что будет. Нужно время на принятие решений. Конечно, лоббисты будут ещё подруливать. Посмотрите на историю с покупкой вагонов метро за счёт ФНБ, которую продвигает “Трансмашхолдинг”", — говорит источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.
Может, их никто не даёт
Согласно озвученным параметрам, рассчитывать на льготные кредиты могут только те регионы, у которых отсутствуют кредиты в коммерческих банках. По оценке Минфина, на начало 2021 года из 11 субъектов СЗФО требованиям отвечали лишь четыре, в том числе Петербург и Ленобласть. В целом же доля рыночных кредитов в структуре госдолга в региональных бюджетах, по оценке Минфина РФ, на конец 2020 года достигла 23%.
Банки не готовы комментировать условия программы кредитования, ссылаясь на то, что необходимо дождаться постановления правительства, в котором будут прописаны все условия. По мнению опрошенных "ДП" банкиров, названные 500 млрд рублей могут оказаться лимитом на субсидирование ставок по займам по аналогии с льготной ипотекой, запущенной в 2020 году. Или из них сформируют некий фонд, из которого будут авансироваться затраты на проекты в каком–то соотношении с затратами самого субъекта.
"Отсутствие рыночных кредитов у субъекта РФ в том числе может означать, что ни один банк не готов его кредитовать, — считает руководитель одного из филиалов московского банка. — Поэтому деньги, вероятнее всего, будут направлены в том числе именно в такие субъекты, чтобы покрыть сразу все их потребности в аварийном ремонте дорог".
"Аттракциона невиданной щедрости быть не может, — говорит один из руководителей филиала госбанка. — Пока непонятна цель проекта, потому что есть куча нацпроектов и федеральных программ, которые должны помогать регионам с обновлением инфраструктуры".
Как посчитали для "ДП" финансисты, ставка 3% годовых в рублях, если федеральный бюджет действительно будет предоставлять под неё кредиты, объективно ниже сложившихся рыночных условий. Сегодня на инфраструктурные проекты банки готовы выдавать кредиты, предлагая ставку из расчёта ключевая плюс некий процент. Плавающий компонент зависит от уровня заёмщика и того, кто выступает гарантом.
Если компания входит в топ–10 рынка строительства и, например, ВЭБ, то итоговая стоимость кредита составит примерно плюс 2% к ключевой, если несистемообразующие подрядчики и без гарантий — то плюс 5–10% годовых. По мнению экспертов, если в итоге окажется, что финансирование будет направлено на субсидирование ставок по коммерческим кредитам, ждать удорожания проектов, как случилось на рынке жилья из–за льготной ипотеки, не стоит.
"В госзаказе всё настолько зарегулировано и занижено, что проще сказать, кто из оставшихся банков способен финансировать проекты, — отмечает представитель регионального банка. — При банальном подсчёте заявленная стоимость одного моста 4 млрд рублей только для строителя и только по банковской гарантии будет составлять около 80 млн плюс стоимость кредита, который он возьмёт под проект".
“
Это самое выгодное предложение за все годы существования независимой России. Стоит отметить, что у банков ставки по займам региональным правительствам начинаются от 6%. Сейчас ситуация получается уникальной. Предполагаю, что кредиты из федерального бюджета на инфраструктурные проекты пойдут целевым образом из казначейства, которое и будет отслеживать их погашение. Возможно, у регионов появится и возможность рефинансирования коммерческих займов, уже взятых на реализацию каких–то проектов. Сэкономив таким образом на процентах, власти субъектов смогут потратить средства на другие цели.
Дмитрий Кумановский
начальник аналитического отдела ИК "ЛМС"
“
Город будет просить деньги на всё, где есть сильные интересы знаковых инвесторов. То есть на метро и ШМСД (ВТБ), на подходы к аэропорту Левашово и "Лахта Центру" ("Газпром"). Потом пойдут проекты обновления подвижного состава и "простого" развития улично–дорожной сети. Думаю, Петербург получит чуть больше, чем в среднем размажут по регионам. Но это, конечно, очень мало на фоне катастрофического недофинансирования отрасли в последние 25–30 лет. Для того чтобы метрополитен просто догнал город, в него нужно вложить миллиардов триста. А уж чтобы шёл опережающими темпами…
Иван Вергазов
транспортный инженер