Нестареющая классика — пышные интерьеры в стиле барокко — находит поклонников и ныне. Однако истинное дворцовое убранство требует королевских затрат.
Фрески — на стенах, хрусталь — с потолка, телевизор — в золотой раме. Предложения квартир с подобными интерьерами в Петербурге встретишь нередко. Достаточно открыть любой агрегатор объявлений о продаже недвижимости, ткнуть в предложения от 30 млн и выше — и наслаждаться эстетикой дворцовых интерьеров, как гласят объявления, "в модном сейчас стиле барокко". "Не можете позволить — вот и завидуйте!" — непременно ответят хозяева таких квартир.
Жизнь в музее
Действительно, дворец не всем по карману. В архитектурной и исторической плоскости так именуется отдельное строение с мириадами комнат, построенное на большом участке — с садами, парками, конюшнями и прочим. Обитатели — знатные особы, желательно олигархи. Однако для возведения не обязательно ехать в Геленджик, можно обойтись сотней–полутора квадратных метров в Петербурге. Бум на "классику в лоб" был в начале нулевых, со временем тяга к роскоши эпохи Просвещения поутихла и рационализм таки восторжествовал в гостиных.
Преимущественно "барочный дизайн" встречается в старом фонде. "Помпезные интерьеры в премиальных квартирах на вторичном рынке не редкость. И часто можно встретить реально подлинные образцы антикварных предметов интерьера, квартиры, стилизованные под дворцы, стены в позолоте, когда стоимость всего наполнения на уровне стоимости самой жилплощади. Как правило, владельцы — представители консервативной части бизнес-элиты", — отмечает директор по продажам федеральной компании "Этажи" в Петербурге Артём Босов.
В новостройках же царят иные нравы, считает менеджер группы "Русский фонд недвижимости" Елена Бушурова: "Там помпезного стиля меньше, так как сами квартиры другого уровня — больше минимализма, но с использованием люксовых материалов, мебели и техники. Если брать последние 10 лет, то вкусы практически не менялись. Скорее здесь определяющим фактором служит размер кошелька покупателя".
Чтобы в полной мере ощутить себя причастным к знати XVIII века, кошелёк надо иметь поистине исполинский — в среднем стоимость проекта начинается от 350 тыс. рублей. "Как правило, рыночная цена премиальных квартир с ремонтом на вторичном рынке минимум на 15–20% выше, чем сумма стоимости аналогичных вариантов квартир и затрат на ремонт в них", — приводит статистику Артём Босов. "Для проектировщиков выполнять заказы в классической стилистике сложнее, и нередко в дизайнерских бюро наценка может составлять до 50 %", — отмечает исполнительный директор Ассоциации дизайнеров интерьера Сергей Цыпленко.
Не крените кринолин
Состоятельный клиент известен своей взыскательностью — прямо пропитан гегельянским духом противоречия, а потому интерьерные художники всегда будут при деле.
"На рынке классический стиль востребован до сих пор, безотносительно социального статуса клиента и класса недвижимости, всё зависит от предпочтений хозяина. Главная особенность в таких интерьерах — качество исполнения. Здесь нет места имитации — только натуральные материалы. Например, полиуретановая лепнина со сложнонасыщенными декоративными элементами плохо сочетается с мрамором, благородными породами дерева, позолотой и тем самым снижает уровень объекта. Поэтому лепнина должна быть из гипса — материала, который позволяет воплотить в жизнь самые интересные и оригинальные идеи дизайнера", — рассказал "EE" руководитель студии Artem Interior Артём Степанов.
Коронакризис значительно усложнил жизнь дизайнерам. Как подчёркивает Артём Степанов, необходимо смотреть на предметы будущей обстановки офлайн, но теперь это не всегда возможно: "После двух кризисов многие салоны с классической мебелью и представительства известных фабрик ушли с рынка. Предметы стоят дорого, а чтобы посмотреть их, приходится выезжать в Москву — большинство шоурумов там. До закрытия границ можно было выехать и в Европу".
Помпезная классика заняла свою нишу, и её страстные почитатели будут искать и находить свой "маленький Версаль" всегда. Но всё же современность диктует иные тренды. "На рынке премиум-класса наибольшим спросом пользуются квартиры с подготовкой под ремонт. Без мебели и отделки, но со всеми современными либо отремонтированными коммуникациями", — подтверждает гендиректор агентства "Петербургская недвижимость" Сергей Дроздов.
"Всё большее значение приобретают свободные пространства и натуральные материалы в отделке. В тренде нестареющая классика, нередко с налётом роскоши, а также скандинавский стиль, лофт и хайтек", — добавляет Артём Босов.
Что есть интерьерное барокко в актуальном прочтении — квинтэссенция несдержанности nouveau riche, ностальгия по королевскому величию или всё вместе? Историк искусства Евгения Пухаева отвечает так: "Чрезмерность, вычурность искусства барокко отражали мир эпохи XVII–XVIII веков. В двух словах этот период можно описать выражением too much — слишком. Слишком много нового тогда свалилось на голову человека: Коперник объявил, что Земля больше не центр вселенной, Паскаль — что человек больше не центр мироздания. В этой атмосфере смятения появились новые тенденции в искусстве: тяга к чрезмерности, причудливым формам, обилию декора, демонстрации богатства. Барочный интерьер сегодня вызывает недоумение, он отражает несуществующую реальность. Позолоченная лепнина в современном жилье выглядит так же чужеродно, как дама в кринолине в метро. Человек, искусственно воссоздающий вокруг себя декорации ушедшей эпохи, очевидно, воспринимает окружающую реальность совсем не так, как большинство из нас".
Обратная сторона, как известно, есть не только у медали. Так и причины человеческого стремления наполнить дом позолотой трактуются как поиск вдохновения, с одной стороны, и жажда социального одобрения, с другой. "Если клиент тратит последние деньги на то, чтобы организовать себе пышный ремонт, и при этом чувствует не радость, а опустошение, это говорит о том, что он больше ориентируется не на свои внутренние потребности, а ищет одобрения социума. Мнение окружающего мира становится намного важнее собственного. В жажде получения похвалы и поглаживаний от окружения можно действительно дойти до крайностей", — убеждена практикующий психолог Светлана Васильева.