Число российских туристов, посетивших Петербург на майские праздники, вернулось на уровень 2019 года. Но сохранение этого результата по итогам года на туристическом рынке считают очень оптимистическим прогнозом.
По предварительным данным, Петербург посетили на майские праздники около 200–250 тыс. туристов, сообщил "Деловому Петербургу" глава комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. Для сравнения, в 2019 году за аналогичный период в городе побывали около 500 тыс. туристов. Но половина из них была иностранцами, а сейчас границы с большинством стран закрыты.
Тем не менее, и этот результат на рынке считают очень хорошим, так как впервые с начала пандемии Петербург вернул внутренний поток. "Количество туристов приблизилось к уровню 2019 года", — заявила в среду, 21 мая, в ходе пресс-конференции директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии Екатерина Шадская. "Майские праздники прошли лучше, чем мы ожидали", — добавил директор ассоциации "Лига туроператоров Санкт-Петербурга" Кирилл Соколов.
Загрузка гостиниц, по данным комитета по развитию туризма, составила 65%. При этом в крупных и сетевых гостиницах было занято 50% — 60% номеров, а в малых и загородных отелях — до 80%. Впрочем, загородные гостиницы активно бронировали и сами петербуржцы. "Это для мая очень хорошая загрузка с учётом того, что отсутствуют иностранные туристы", — говорит Сергей Корнеев.
Выходные помогли
Представители турбизнеса называют несколько факторов роста турпотока. Екатерина Шадская относит к ним проведение масштабного праздника, которым стало открытие туристического сезона в Петербурге. "Санкт-Петербург — единственный город в России, который так масштабно этот праздник отпраздновал... По федеральным каналам прозвучало, что город ждёт туристов", — сказала она. Резкий рост числа бронирований, по её словам, начался после объявления 4–7 мая нерабочими днями. Также свою роль сыграл туристический кешбэк. "Число туристов, которые прибыли в наш город, было бы ещё больше, если бы не холодная погода и даже снег", — отметила Екатерина Шадская.
"Повлияло и закрытие Турции, — добавил Кирилл Соколов. — Некоторые туристы переориентировались с поездки в Турцию на Санкт-Петербург". Также, по его мнению, на привлекательность Петербурга повлияли цены. "Санкт-Петербург — это, пожалуй, единственный регион России, где цены в 2021 году стали ниже, чем в 2019 году. То есть мы видим, что во всех регионах цены на путешествие повышаются, а в Санкт-Петербурге они становятся ниже... Путешествие в Санкт-Петербург никогда не было таким недорогим в пиковый сезон", — сказал Кирилл Соколов.
Впрочем, как сообщил вице-президент Российской гостиничной ассоциации и директор филиала по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Мусакин, гостиницы уже возвращают цены на докризисный уровень. "У кого-то на 5–7% ниже, чем в 2019 году, все остальные пытаются вернуться к исходным (ценам. — Ред.)", — говорит он. Но на фоне взрывного роста цен в отелях Крыма и Сочи Петербург всё равно выглядит очень привлекательно.
Поведение туристов в этом году изменилось. "Было много внезапных заказов, то есть туристы принимали решение о поездке в последний момент", — отметила Екатерина Шадская. "Если в 2019 году глубина бронирования на лето была до месяца в среднем в отелях, то сейчас до недели — полутора, потому что никто не понимает, а разрешат ли приехать", — подтвердил Алексей Мусакин.
Туристы приезжают в среднем на 2–3 ночи и чаще всего в индивидуальном порядке. "Порядка 40% — москвичи, приезжающие на выходные", — сообщил Кирилл Соколов. Спад по туристическим группам достигает 50–60%, говорят туроператоры.
Осторожный оптимизм
В начале мая вице-губернатор Петербурга Максим Соколов заявил, что городские власти ожидают по итогам года 5,5 млн туристов. Это также уровень внутреннего туризма 2019 года. Но на рынке такой прогноз оценивают осторожно. "Наверное, эти цифры реалистичны, мы на это по крайней мере очень надеемся", — сказала Екатерина Шадская. "Я бы сдержано оценил эту цифру, потому что для того, чтобы на неё выйти, нужно повторить объём приёма внутренних туристов на уровне 2019 года, а мы потеряли две трети детского туризма, две трети мероприятий. Чем мы будем это замещать, довольно сложно сказать", — высказался Кирилл Соколов. "Первый квартал мы уже потеряли, — напомнил Алексей Мусакин. — Если всё будет хорошо, и коронавируса не будет, и осенью, о чём все сейчас беспокоятся, не будет очередной волны, то несколько миллионов, наверное, будет".
По мнению Алексей Мусакина, для развития внутреннего туризма Петербургу нужно работать над содержательной частью. "Нам нужно развивать аттракции, аттракционы, всякие парки развлечений и тому подобные мероприятия", — сказал эксперт.
"На внутреннем рынке мы сейчас будем очень активно работать с Москвой, — говорит Сергей Корнеев. Мы программу запускаем в мае "Два города — миллион впечатлений"... На опережение будем работать с международными туристскими рынками, чтобы, как только пандемия в мире границы начнёт открывать, сформировать отложенный спрос в сторону России, Москвы, Санкт-Петербурга".
"Пандемия привела к обнулению туристического рынка, — отметила Екатерина Шадская. — И сейчас все страны, все регионы будут выходить на рынок туристических услуг заново. И очень важно, чтобы Санкт-Петербург выглядел достойно".