37% всего предложения на первичном рынке жилой недвижимости в 2020 году было представлено квартирами с чистовой отделкой, подсчитали аналитики Knight Frank St Petersburg. Это на 11% больше, чем в 2016 году.
За этот период доля объектов без отделки в Петербурге и пригородах сократилась с 63% до 31%, а жилые комплексы с чистовой отделкой, наоборот, становятся более распространёнными — их доля с 2011 года увеличилась на 37%.
"Кроме того, показательным является наращивание объёмов смешанных типов отделки в одном объекте, благодаря внедрению которых девелоперы стремятся охватить максимальную целевую аудиторию, предложив наиболее подходящий вариант", — рассказывает Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg.
В элитной жилой недвижимости по итогам 2020 года 14% всего предложения на первичном рынке представлено квартирами с отделкой.
Как говорят участники рынка, для покупателя экономсегмента наличие отделки выгодно и удобно. "Первая причина в том, что наличие отделки ускоряет заселение в квартиру. Это очень важно для тех, кто снимает жильё и выплачивает одновременно ипотечный кредит. Вторая причина также напрямую связана с ипотекой. В массовом сегменте у новосёлов, как правило, все сбережения уходят на первоначальный взнос. Чистовая отделка от застройщика позволяет включить стоимость ремонта в ипотечный кредит", — считает руководитель службы по работе с государственными органами "СПб Реновация" Дмитрий Михалев.
"А вот клиенты, ориентированные на покупку жилья бизнес-класса и выше, чаще предпочитают делать ремонт самостоятельно, поэтому в таких жилых комплексах компания предлагает квартиры с подготовкой под отделку", — говорят в группе ЛСР.
По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group) на конец I квартала 2021 года, квартиры с отделкой под ключ (без учета ЖК, где отделку можно заказать за доп. плату) предлагаются покупателям примерно в 90 жилых комплексах в петербургской агломерации. "Для сравнения: на конец 2019 года количество проектов с предложением чистовой отделки составляло порядка 70", — подсчитала Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость".
Чаще всего чистовая отделка предполагает возможность для дальнейшей "доработки" квартиры под себя — без "грязных" работ. "В комнатах уже наклеены обои под окраску, настелен ламинат, установлены все двери, в санузлах — выложена плитка, установлены сантехника, полотенцесушитель и тумба под умывальник. Остальное — квартиры с предчистовой отделкой white box, то есть улучшенной подготовкой под ремонт. Кто-то хочет заехать в квартиру и сразу жить, кто-то хочет сделать квартиру для себя, под свой вкус", — замечает Виталий Коробов, директор группы "Аквилон".
Следующий шаг — увеличение доли квартир с меблировкой. "Предложения меблировки на рынке уже есть, штучные, но их доля будет понемногу расти. Это ниша для развития клиентского сервиса и возможность повысить маржинальность сделки. Получая объёмную скидку от мебельщиков, застройщик предлагает покупателю удобную опцию — ключи от квартиры под ключ. Полагаю, ряд застройщиков увидит в этом перспективу как финансовую, так и маркетинговую", — уверен Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК "ПСК".
Как предполагают эксперты, доля "готовых" квартир на рынке будет только расти. "Есть глобальный тренд, проявляющийся на рынках любых услуг и товаров, люди хотят максимально освободить своё время для семьи и увлечений, передав профессионалам всё то, что они не любят, не хотят или не умеют делать. А значит, получит возможность просто и быстро купить и заехать в готовую квартир", — прогнозирует Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС.
Если говорить о планировках, то сегодня по данным статистики наибольшим спросом пользуются квартиры евро, говорят в "Полис Групп". Главная особенность формата в том, что они более функциональны: здесь выделяется общая зона кухни-гостиной, где могут собираться все члены семьи. При этом в квартире предусмотрены отдельные комнаты для сна и отдыха. Дополнительная площадь в центральной зоне не только делает её любимым местом в доме, но и даёт больше возможностей для реализации дизайнерских идей. "Успех этих планировок в том, что они полностью соответствуют потребностям и запросам современного покупателя: позволили организовать жилое пространство с максимальным комфортом без переплаты за лишние метры", — отмечают в компании.