Международный скандал с принудительной посадкой самолёта Ryanair стремительно набирает размах: ЕС от авиабойкота переходит к прямым обвинениям Москвы. Геополитика уже проявилась в чеках туристов и грозит накрыть чёрной тенью не только белорусскую экономику.
Задержание белорусского оппозиционного журналиста в Минске с применением военной авиации против борта Ryanair спустя неделю обернулось международным скандалом, угрозой обвала белорусской экономики, глобальным стрессом для авиаперевозчиков и обвинениями в адрес Москвы.
Всплеск эмоций
Генсек НАТО Йенс Столтенберг прямо заявил о координации "режима в Минске" с Кремлём. Представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель пригрозил масштабными экономическими санкциями против Белоруссии. США объявили о приостановке авиасообщения с Белоруссией и введении санкций против 9 госпредприятий и отдельных граждан. Позиция Запада остаётся прежней: преследование оппонентов под угрозой жизни граждан других государств недопустимо. О нарушении каких именно международных конвенций идёт речь, пока не сообщается.
В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) инцидент назвали неприемлемым, глава организации Вилли Уолш призвал мир к предотвращению аналогичных ситуаций. При этом он добавил, что "закрытое небо" над Белоруссией значительно усложнит жизнь авиаперевозчикам, поскольку на этом маршруте уже есть недоступные участки. Официального доклада IATA с рекомендациями авиакомпаниям спустя неделю не появилось. Международная организация гражданской авиации (ICAO) начала расследование только 26 мая.
Читайте также:
Белоруссия
ЕС-Белоруссия: хроника пикирующих отношений
Роман Протасевич
Позиция Минска осталась прежней — самолёт заминировали. Следственный комитет Белоруссии направил Швейцарии просьбу о правовой помощи по делу о минировании. Без внимания осталось заявление ХАМАС о том, что они к письму отношения не имеют (странное послание о бомбе на рейсе Афины-Вильнюс подписано от имени этой палестинской организации). Не объяснили в Минске данные швейцарского сервиса Protonmail о том, что письмо пришло после разворота рейса. Однако самым удивительным остаётся совпадение минирования борта и задержания журналиста Романа Протасевича, ранее объявленного Минском в розыск.
Москва, кажется, ответила однозначно: расследования инцидента проводиться не будет, поскольку это внутреннее дело Белоруссии, Россия не вмешивается. Президент Владимир Путин на встрече с белорусским лидером Александром Лукашенко назвал события вокруг Белоруссии очередным витком "всплеска эмоций" и резонно отметил, что самолёты принудительно сажали и раньше, например, с Эво Моралесом, но без санкций против ЕС. Тогда США пытались задержать бывшего агента АНБ Эдварда Сноудена, который якобы мог быть на борту с Моралесом. Лукашенко посетовал, что "пытаются подкинуть проблем", а также пообещал показать коллеге некие документы по инциденту.
Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили инцидент в Минске
На фото: Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным в Сочи
Первым делом самолёты
Однако де-факто Москва в стороне не осталась. Перебои начались с рейсами между ЕС и Россией. AirFrance и Austrian Airlines отменили рейсы, так как потребовалось новое разрешение российских властей на вхождение на территорию России. При этом польская LOT спокойно выполнила рейс из Варшавы в Шереметьево в обход Минска.
В итоге Росавиация предупредила о возможном увеличении времени получения разрешений на прилёт, вылет и пролёт над РФ. Жест, очевидно, политический. В авиационной отрасли отмечают, что на практике "согласование занимает считаные минуты и часто происходит на лету". Иногда по маршруту следования меняются метеоусловия или образовываются закрытые зоны в силу чрезвычайных ситуаций — и план полёта меняется на ходу, подтверждал источник.
В Кремле эти проблемы назвали техническими. "Здесь нету никакого повода для очередных проблем. У нас хватает своих проблем", — подчеркнул Дмитрий Песков, комментируя отношения с Брюсселем. Он добавил, что эти "технические проблемы" создала не Москва, поэтому "вряд ли, наверное, здесь нужно, знаете, вот так вот рубить с плеча и говорить о том, что будут очередные проблемы с Россией".
В Латвии у гостиницы участников ЧМ по хоккею флаг Белоруссии заменили на бело-красно-белый
Массовой отмены рейсов и скачка цен на билеты пока не последовало. По данным Росавиации, за сутки 27 мая всего российскими авиакомпаниями с использованием воздушного пространства Белоруссии выполнено 134 рейса, также авиакомпании ЕС выполнили 113 рейсов с использованием воздушного пространства Белоруссии и 53 рейса по альтернативным маршрутам. 28 мая российские авиакомпании выполнили уже около 10 рейсов в облёт.
Как отметил глава Space Travel Артур Мурадян, россияне могут забыть про выгодные и удобные полёты в Европу через Минск, а также в Турцию и Египет. Кроме того, из-за увеличения длительности рейсов с облётом территории Белоруссии многим международным авиакомпаниям придётся пересмотреть расписание и время своих стыковок. Для Белоруссии после бойкота Украины Россия остаётся единственным коридором для вылета в третьи страны.
На саммите ЕС ответили на происшествие
На фото: На саммите ЕС ответили на происшествие
Санкционный рикошет
Севший в Минске самолёт уже "привёз" проблем авиакомпаниям и туриндустрии. Но ЕС и США грозят секторальными санкциями Белоруссии, которые "прилетят" и в экономику России.
Как справедливо отмечает политконсультант Леонид Давыдов, автор telegram-канала "Давыдов индекс", санкции, если они будут, затронут Россию в той мере в какой усугубятся финансовые проблемы Белоруссии. Структура риска зависит от рестрикций.
"Это, во-первых, российские инвестиции в Белоруссии. Во-вторых, возможный санкционный рикошет, когда работающие с белорусскими предприятиями российские компании станут также объектами санкций", — прогнозирует Нина Шевчук, доцент кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук.
По мнению эксперта, Кремлю нужно занимать ясную позицию в ситуации с применением ВВС в отношении гражданской авиации. "Любая гибкая по отношению к Минску позиция может вредить российской международной репутации. Не драматически, но всё же вредить. Могут пострадать и наши туркомпании, и наши авиаперевозчики. Не будем забывать, что некоторые оптимальные авиакоридоры для нас закрыты из-за проблем с Украиной и Белоруссия была здесь запасным вариантом", — напоминает Нина Шевчук.
Санкции, конечно, могут отразиться на России, соглашается политтехнолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. Так, если США запретят торговать с Белоруссией или введут запрет на банковские операции, то российские банки выполнят предписания. "Сбербанку запретили работу в Крыму, и его там нет", — напоминает он.
Кроме того, запрет на белорусский экспорт отразится, например, на Усть-Луге, порт недополучит прибыль, приводит пример политтехолог. "Но возможна и обратная реакция. Это санкции, которые нам принесут выгоду. Всё зависит от решения властей в ЕС. Если Прибалтика закроет для Белоруссии порты — транзит пойдёт к нам, надо будет готовиться к этому", — отмечает Солонников.
Протесты против Минска в Риге, Варшаве, Киеве
На фото: Протесты против Минска в Риге, Варшаве, Киеве
Прецедент в геополитике
Санкционная риторика и, в целом, вектор конфронтации между Москвой и Вашингтоном остаются прежними, однако политологи отмечают и новые тенденции, которые обнажил инцидент с Ryanair. Прежними остаются позиции сторон и делегирование ответственности.
"Событие с самолётом, севшим в Минске не является чем-то особенным, как пытаются представить. Дисперсия государственной ответственности идёт не один год и не только в Белоруссии", — констатирует политконсультант Леонид Давыдов. "В целом же происходящее лежит в русле давно наметившегося неприятия сторонами целей друг друга", — подчёркивает он.
Политолог Нина Шевчук обращает внимание, что инструмент санкций никогда раньше не применялся с таким размахом, не был "дежурным". "Складывается впечатление, что на наших глаза происходит полный разворот от дипломатии. Проблемы даже не пытаются обсуждать, не то чтобы решать. Сложно говорить о том, что реакция на действия Лукашенко — это сигнал Москве, но, то что из очередной санкционной истерики следует делать выводы, очевидно", — говорит она.
Важно то, что санкции теперь вводятся без каких-либо юридических оснований, добавляет политтехнолог Дмитрий Солонников. "Есть эмоции, но нет конкретного документального подхода, в каком параграфе Минск нарушил международные договорённости. В итоге санкции объявляются без привязки к праву, по формуле "ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать". А это значит, что виновным теперь вправе назвать любого оппонента, не разделяющего позицию Вашингтона и ЕС", — подчёркивает аналитик.
С другой стороны, обращает внимание Солонников, мы видим определённый прецедент в геополитике — вызов монопольному праву США действовать в своих интересах без оглядки на международное сообщество. Вашингтон, поясняет он, может задерживать "кого угодно и где угодно", а также ликвидировать неугодного на территории любого государства. Самый наглядный пример — убийство Касема Сулеймани в Иране в январе 2020 года.
"Сейчас маленькая, но гордая страна заявила, что может действовать также. Теперь США и ЕС должны сделать всё возможное, чтобы наказать Минск. Третья сторона, Москва и Китай, в этой ситуации должна требовать максимально объективного расследования инцидента, соблюдения буквы закона", — считает политтехнолог.
Развитие конфликта политологам видится в свете ужесточения давления. "Брюссель, как видится, не настроен на примирение с официальным Минском, и неосторожный выпад Лукашенко, кажется, усилил позиции тех агрессивных западников, кто вот уже не один месяц выступает за очень жёсткий подход по отношению к Белоруссии. В такой ситуации быть посредником — дело провальное", — добавляет доцент СЗИУ РАНХиГС.
С одной стороны, ситуация создаёт место для российского маневра в сторону более уверенного продвижения своих интересов в диалоге с Минском, но, с другой стороны, незапланированные издержки от этого кризиса, похоже, стали неприятным сюрпризом для Москвы, отмечает Нина Шевчук.
"Александр Лукашенко и раньше не особо стремился к координации с союзником, но в эпизоде, спровоцировавшим "авиавойну" России, как представляется, не удастся постоять в стороне", — констатирует политолог.