К 2024 году нормативно-правовая база обязывает госсектор и частный бизнес перевести объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) преимущественно на отечественное оборудование. Готова ли к этому IT-отрасль и что мешает пользователям применять в работе продукты российского производства? Эти и другие вопросы импортозамещения обсудили эксперты рынка в рамках делового завтрака, организованного "ДП".
Дискуссию открыл заместитель председателя комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Сергей Поляков, отметив, что важно активно трудиться как области разработок программного обеспечения, развитию которого уделяется большое внимание последние 8 лет, так и над самим оборудованием. Альтернатива импортному "железу" пока невелика, но определённые наработки уже есть, и за ними — будущее.
Это подтвердил Артём Огурцов, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам "Байкал Электроникс", обратив внимание, что технологии не стоят на месте: "Сегодня мы производим российский процессор, причём по своей производительности он не уступает зарубежным аналогам. В этом году мы уже заказали партию в 130 тыс. штук, так как спрос на наш продукт растёт, и даже тестовые образцы моментально были распроданы". Пока речь идёт о процессорах для настольной техники, но уже в сентябре 2021 года компания готовит к выпуску серверный процессор, который также будет рассчитан на массовое производство. Однако, по словам спикера, основным заказчиком продукции компании пока остаются крупные госкомпании и органы исполнительной власти. "В настоящее время тестирование ПК на наших процессорах проводится в более чем 50 госкомпаниях", — подчеркнул эксперт.
О том, что именно государство, а также компании с госучастием проявляют большой интерес к отечественным продуктам КИИ говорил и Евгений Шполянский, директор по развитию продуктов ООО "ПРОТЕЙ СТ": "Мы разрабатываем полный комплекс аппаратно-программных решений, таких как системы телефонной связи, видеоконференцсвязи, система-112, на базе собственных разработок уже не первый год, и я могу сказать, что государство — это главный заказчик и регулятор. Коммерческие компании, банковские структуры пока настороженно относятся к отечественным решениям. Проблема здесь, скорее, в психологическом восприятии".
К слову, упомянутая спикером система 112, права на которую компания передала МЧС России, в ряде регионов уже работает на операционной системе отечественной разработки. Об этом подробно рассказал Александр Гутин, директор по маркетингу ГК Astra Linux. Он особо подчеркнул надёжность и безопасность созданной специалистами их компании операционной системы, ведь именно она была выбрана для бесперебойного функционирования службы спасения, от которой зависят миллионы жизней. "Мы используем собственные запатентованные средства защиты информации, не имеющие аналогов в мире. Но помимо безопасности также важно, чтобы внедрённые отечественные решения корректно работали на любой технике и с любым ПО. Наша же операционная система совместима более чем с 1300 программными и аппаратными продуктами. На данный момент её экосистема одна из самых широких на нашем рынке", — подчеркнул Александр Гутин.
На фото: Деловой завтрак "Импортозамещение в IT", организованный "ДП", собрал более 60 участников
Тем не менее, недоверие, о котором говорил Евгений Шполянский, всё же остаётся. Но это, по мнению Романа Рогозина, руководителя группы ООО "Газинформсервис", интегратора и вендора в области информационной безопасности, не единственный фактор, который тормозит процесс импортозамещения объектов КИИ: "Стоит сказать, что сегодня не все наши решения дешевле иностранных аналогов, кроме того, нужны дополнительные средства на сам переход, внедрение нового продукта. А тут уже появляется боязнь всего нового, страх перед интеграцией, перед возможными сбоями в работе. Да и выбор, честно говоря, пока не велик, даже антивирусные программы, которые в России уже разрабатываются давно, ограничиваются, по сути, всего тремя вариантами".
О больших трудозатратах и дополнительных финансовых расходах при переходе на новый софт или "железо" рассказал Алексей Семёнов, заместитель руководителя направления системной интеграции компании-интегратора "Диджитал Дизайн": "Есть два подхода к импортозамещению. Первый — комплексный: от обследования существующей инфраструктуры, разработки концепции, обеспечения плавного перехода до собственно интеграции продукта. Второй заключается в реализации отдельных инфраструктурных сервисов на базе отечественного ПО и СПО. Это более точечный подход, при котором, замещая отдельные сервисы можно добиться очень хороших показателей. Речь о сервисах объединённых коммуникаций, видеоконференцсвязи, почтовых системах, IP-телефонии и других". В то же время, спикер отметил, что, к сожалению, не всё можно заменить сегодня. Тогда выхода два — либо модернизировать имеющиеся продукты, либо ждать новых разработок.
Поэтому, как отметил Евгений Кривошеев, директор по производству собственных торговых марок компании "Марвел-Дистрибуция", одномоментно процесс импортозамещения в IT-отрасли не может быть завершён, даже к тому, чего удалось добиться сегодня, игроки рынка шли годами кропотливой работы. Однако уровень знаний и компетенций российских специалистов постоянно растёт, разработки становятся всё более совершенными. Сложность продуктов также увеличивается, поэтому потребителю становится проще ориентироваться в торговых марках производителей, чем в хитросплетениях технологий. Появление на рынке инфраструктурного оборудования нашего производственного кластера сможет и поддержать тренд на импортозамещение, и предложить широкий выбор устройств конкурентного по сравнению с мировыми лидерами IT-индустрии уровня.
В конечном итоге, если работа государства и бизнеса будет построена на отечественных решениях, это даст независимость от внешних воздействий, а значит, будет выгодно всем игрокам отрасли, согласились участники бизнес-завтрака.
“
Если говорить об отечественных разработках в области IT и официальных "уровнях доверия" для средств обеспечения информационной безопасности, то для этого уже есть утверждённые критерии и удостоверяющие документы на каждый уровень для сертифицированных продуктов.
Если же речь идёт о доверии к ИТ-платформе в целом, как к современной и универсальной системе, то на сегодняшний день законченные отечественные решения есть только в части нишевого ПО. Всё остальное — так или иначе продукт международной интеграции. Части открытого кода, наборы микросхем, контроллеры, лицензии на фрагменты технологий. Из этих соображений мы бы рекомендовали ориентироваться не столько на продукт как таковой, сколько на бренд разработчика и его способность обеспечить заданные параметры. Уже сформировалось сообщество узнаваемых брендов операционных систем, отечественных процессоров разного назначения, производителей аппаратных комплексов на их базе. Запуск нашего бренда F+ data направлен как раз на обеспечение продукцией высокого качества от производителей, имеющих надёжную репутацию и вызывающих доверие.
Евгений Кривошеев
директор по производству собственных торговых марок компании "Марвел-Дистрибуция"