Рынок автосервисных услуг переживает пик спроса. На фоне роста цен на новые машины петербуржцы стали больше тратить на их обслуживание.
В Петербурге и Ленинградской области работают в общей сложности 4963 автосервисных точки, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат" (данные на конец 2020 года). Из них большую часть — 2499 — составляют узкоспециализированные точки, в частности мойки и шиномонтажи. Почти такая же доля — 2229 единиц — независимые СТО. Официальные дилеры занимают скромную нишу, у них 235 точек.
По данным агентства, общая ёмкость рынка автосервисных услуг в городе и области по итогам 2020 года составила 53,7 млрд рублей. В целом в России это свыше 600 млрд рублей. При этом на долю официальных дилеров пришлось около 15,4%. Эксперты оценили и объём наиболее востребованных услуг, ими стали автомойка (135 млрд рублей), шиномонтаж (27,8 млрд) и кузовной ремонт (133,6 млрд).
Оценки участников рынка, опрошенных "ДП", в целом совпадают с этой статистикой. Больше всего небольших СТО сконцентрировано в автомойке, шиномонтаже и детейлинге (комплексе услуг по обновлению внешнего вида автомобиля). В этих же сегментах самая жёсткая конкуренция.
С официальными дилерами успешно конкурируют центры, которые выполняют ремонт конкретных агрегатов, например АКПП, ДВС, топливной аппаратуры. В отличие от дилеров, таким центрам не обязательно соблюдать технологию производителя или использовать только оригинальные запчасти, за счёт чего стоимость ремонта может быть ниже.
Есть и более "экзотические", но не менее востребованные ниши, такие как перевод автомобиля на газовое баллонное оборудование, услуги по подборке и проверке автомобиля перед покупкой, студии профессиональной фотосъёмки автомобилей.
Тяготея к "официалам"
Соотношение на петербургском рынке города примерно такое: 30–40% — официальные автодилеры и сервисы, остальные — "гаражники", говорит генеральный директор компании "Лаборатория трендов" Елена Пономарёва. По её словам, основной спрос на услуги — так называемый "стандартный набор", чтобы поддерживать машину в рабочем состоянии и оперативно приводить в порядок в случае поломок: технический осмотр, ремонт ходовой части и диагностика.
"Традиционно в тяжёлые времена “падает” профилактика, потому что при ограниченных денежных средствах начинают “лечить” по факту", — отмечает Елена Пономарёва.
Независимо от кризиса машины ломаются, поэтому нет услуг, от которых автовладелец мог бы отказаться. Может откладываться небольшой кузовной ремонт, если нет каско или не покрывается ОСАГО.
В 2020 году у автосервисов выросла себестоимость услуг, потому что увеличивалась и цена запчастей. Влияние на это оказали колебания курса рубля. Кроме того, во время пандемии многие заводы были остановлены.
Тем не менее, по словам Елены Пономарёвой, участники рынка активно переманивают клиентов друг у друга с помощью акций, и это служит сдерживающим ценовым фактором. Поэтому для автовладельцев существенных изменений не произошло, хотя сами СТО могут немного и "проседать" в маржинальности.
Как говорят участники рынка, раньше владельцы были готовы поменять обслуживание у официального дилера на частника сразу после того, как на новый автомобиль закончится гарантия.
"Чем старше автомобиль, тем реже мы его можем увидеть у официального дилера, и наоборот", — подтверждает директор по сервису холдинга "Прагматика LADA" Николай Пасюра.
Вместе с тем средний срок владения новым автомобилем стал увеличиваться и постгарантийные машины всё чаще продолжают обслуживаться у дилера. Сегодня средний возраст автомобилей, обслуживаемых у официальных дилеров, — 4–6 лет (в зависимости от бренда и от региона).
"На первый год дилер имеет долю около 70% автомобилей своей марки, на второй она падает до 50%, на третий приближается к 35%, далее опускается до 20%", — говорит Николай Пасюра. Можно предположить, что доля дилеров по всем возрастным сегментам составляет около 15% от всего автомобильного парка.
Самые популярные услуги у официального дилера — это, несомненно, ТО, обслуживание тормозной системы и ходовой части (включая сезонный шиномонтаж).
"К этим услугам я бы добавил целый перечень, относящийся к гарантийному обслуживанию, так как их никто, кроме дилера, выполнить не в состоянии", — отмечает Николай Пасюра.
По его мнению, спрос на сервисные услуги будет возрастать с учётом увеличения возраста автомобиля. Николай Пасюра говорит, что у официальных дилеров объём клиентов тесно связан с продажами новых автомобилей. "Дефицит в продажах может сказаться на будущем спросе сервиса спустя год. Но поскольку продажи не сильно отклонились от изначальной цели, то переживать на этот счёт не имеет смысла", — резюмирует Николай Пасюра.
Тренд на укрупнение
У "официалов", кроме физических лиц, есть весьма весомая категория клиентов, которая редко сотрудничает с так называемыми "гаражниками". Это крупные компании, которые владеют собственным автопарком, госструктуры и страховщики.
Хотя "гаражный" автосервис в последнее время претерпевает значительные изменения. Здесь появился сегмент независимых СТО, которые вкладываются в оборудование, программное обеспечение, обучение персонала, зачастую владеют сетью точек в Москве, Санкт–Петербурге и выходят в другие регионы. Некоторые из них уже продают франшизу: например, "АвтоПлюс", Remotix, "Белый сервис", FIT Service и другие.
"Большие сети независимых автосервисов составляют реальную конкуренцию официальным дилерам. Страховые же компании отправляют большую часть своих клиентов к официальному дилеру, но в последнее время не брезгуют и “гаражами”", — говорит собеседник "ДП" на рынке. По его словам, сегодня значительная часть "молодого" автопарка обслуживается у "официалов", примерно через 5 лет начинает перетекать к независимым СТО, а машины старше 10 лет уже переходят в "гаражи".
Услугами автосервисов сегодня активно пользуются и для предпродажной подготовки. В 2020 году из–за ослабления рубля с рынка практически "вымыло" категорию машин в возрасте 3–5 лет, поэтому покупатели стали обращать внимание на более "пожилой" автопарк. А новые автомобили, несмотря на подорожание, продолжают быть в дефиците: очередь на некоторые бренды растянулась до октября–ноября.