Коронавирус — не первое испытание, которое пришлось пережить Экономическому форуму в Петербурге.
В 2020 году Петербургский экономический форум впервые за всю историю не состоялся — его не проводили даже в онлайн-формате, хотя тем для обсуждения хватило бы на весьма плотную повестку. Но всё же говорить о закате формата не приходится. На своём эволюционном пути ПМЭФ сталкивался и с большими вызовами.
Муки рождения
Пожалуй, самым серьёзным испытанием для формата были всё-таки первые годы. Тогда, в далёком 1997 году федеральная вертикаль ещё не была заполнена выходцами из Петербурга, сам форум проходил под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ, а ориентирован был на проблемы Содружества. Курировал мероприятие Егор Строев — на тот момент спикер Совфеда и один из возможных кандидатов в президенты.
Однако очарование Северной столицы брало своё: уровень гостей быстро возрастал. К 1999 году стало очевидно, что форуму тесно в повестке СНГ. В Петербург тогда приехал директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю. По воспоминаниям Строева, "Камдессю с трибуны цитировал Пушкина ("Как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет"), тем самым как бы советуя развивать производство". В итоге денег российским властям было решено дать. Волшебство Петербурга неоспоримо: ведь дело было не где-нибудь, а в декорациях белых ночей, в рассекающем Неву плавучем ресторане. Дискуссию глава МВФ вёл с тогдашним премьером Сергеем Степашиным, который в июне 1999-го тоже ещё лелеял президентские амбиции.
Внутривидовая борьба
Завоёвывать авторитет было непросто, экономическая команда Чубайса–Гайдара считала, что для оформления контрактов вполне подходят площадки в Лондоне или Давосе. Однако международное представительство Петербурга с каждым годом росло и опровергало этот предрассудок.
В оппозиции к ПМЭФ стояли не только английские или швейцарские площадки: конкуренции хватало и внутри страны. С 2000 года Совет федерации начинает проводить Байкальский форум, с 2002-го заработал инвестиционный форум в Сочи, с 2004-го — в Красноярске. Возможно, если бы не петербургские корни новой российской элиты, судьба ПМЭФ была бы иной.
Но уже в 1998 году за организацию форума взялся вице-губернатор Петербурга Герман Греф, который совсем скоро получит кресло министра экономического развития, — и с 2004-го это ведомство вошло в число организаторов мероприятия. В 2005 году в работе форума впервые принял участие президент Владимир Путин. К началу 2010-х ПМЭФ сравнивали с Давосом уже без всякой иронии.
Площадка для диалога
Форум, эволюционируя, менял место проведения. Начавшись в камерном Таврическом дворце, на долгие годы перебрался в корпуса "Ленэкспо", но снова переехал — поближе к аэропорту и подальше от пробок, в свежепостроенный "Экспофорум". Кризисы форуму не только не вредили, но, наоборот, усиливали его статус: в трудной ситуации нужна площадка для диалога.
Мировой катаклизм — 2008 сегодня воспринимается как совсем другая эпоха. Штрих к её портрету: на ПМЭФ в том году международные эксперты называли ключевым препятствием для дальнейшего развития РФ сокращение трудоспособного населения.
Кризис 2014-го казался вызовом куда более серьёзным. Всё-таки речь шла об открытой конфронтации с Западом, а к иностранным гостям в Петербурге привыкли. Часть из них действительно отказалась от участия. Однако в целом мировое представительство сильно не оскудело. В "посткрымский" период на ПМЭФ приезжали и председатель совета министров Италии Маттео Ренци (2016), и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн (2017), и президент Франции Эммануэль Макрон (2018), и премьер-министр Японии Синдзо Абэ (2018).
Сегодня эксперты говорят о сокращении бизнес-туризма. Корпорации осознали, что возить сотрудников дорогущим бизнес-классом не так уж эффективно — ведь можно обойтись и онлайном. На ПМЭФ-2021 плазменные экраны с говорящими головами тоже будут. Но и в офлайне заявлено не менее 15 тыс. гостей — на уровне 2017 года. Всем им предстоит развенчать миф об эффективности дистанционки и доказать ценность кулуарных встреч. Так, чтобы и в 2022 году на бизнес-джетах в Петербург никто даже не думал экономить.