В Москве потребовали от агрегаторов такси прекратить подключать к сервису водителей с иностранными правами и без опыта вождения. В Петербурге подобных требований сервисы такси не получали. Но по факту они уже давно прописаны в законодательстве.
Руководитель направления "Недвижимость и строительство" бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина замечает, что требование Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) связано не с введением каких–то новых правил регулирования деятельности агрегаторов, а с выявленными многочисленными нарушениями.
"По данным МАДИ, за этот год инспекторы выявили больше 1,7 тыс. случаев, когда водители–иностранцы с опытом вождения меньше 3 лет получали заказы от крупных сервисов. При привлечении иностранных водителей усматривается нарушение действующего законодательства РФ (причём не регионального, а федерального уровня), поэтому требование МАДИ является законным", — сообщает юрист.
Сейчас, согласно законодательству, работать в такси можно при наличии российского, киргизского, белорусского или казахстанского водительского удостоверения. Кроме того, необходим стаж вождения не менее 3 лет.
Нюанс в том, что ответственность за нарушение закона ложится на самого водителя, пойманного с неправильными правами. А вот оштрафовать агрегатор, допустивший его к работе, практически невозможно. Именно это побудило МАДИ пригрозить обращением в прокуратуру, если сервисы не начнут массово блокировать нарушителей. В Петербурге о подобных движениях пока неизвестно, хотя картина вряд ли сильно отличается от московской.
В пресс–службе "Яндекс.Такси" также акцентируют внимание на том, что вопрос допуска водителей к перевозкам регулируется федеральным законом. "Мы соблюдаем все требования законодательства и не допускаем к выполнению заказов партнёров, которые не проходят по регламенту, в том числе по опыту вождения", — отмечают в сервисе.
Автомобили такси у Московского вокзала. 1999 год.
В пресс–службе "Ситимобил" тоже заверили, что в Москве, Петербурге и во всех городах присутствия они работают в рамках законодательства.
"Важно отметить, что “Ситимобил” — это IT–платформа, которая связывает пользователя и водителя такси. Водители сотрудничают с нами через партнёров. Помимо проверки водителя и его документов со стороны таксопарка, перед подключением к “Ситимобил” каждый должен пройти ещё несколько этапов", — сообщают в компании.
Тем не менее, по словам представителя "Такси 068" Максима Иванченко, фактически ситуация у некоторых агрегаторов складывалась таким образом, что за рулём арендованной машины мог сидеть человек не то что с иностранными правами, а без прав вовсе.
"Такая ситуация опасна не пренебрежением к формальностям и документам, а отсутствием со стороны перевозчика контроля за состоянием автомобиля и водителя, — считает Иванченко. — Соблюдение требований закона о такси предполагает не только профессионализм водителя и получение документов от надзорных ведомств, но и прохождение ежедневного медицинского осмотра водителя, технический осмотр автомобиля, постоянную работу с персоналом, контроль режима работы и отдыха и многих других параметров, влияющих на безопасность на дороге".
Иванченко добавляет, что они не принимают мигрантов, так как не имеют на то правовых оснований.
"Водить машину под маркой одного из крупных агрегаторов гораздо проще, чем устроиться работать в парк, — уверен он. — Достаточно арендовать автомобиль и принимать заказы в приложении. Документы, требуемые для соблюдения формальностей, легко и недорого купить на чёрном рынке. Так, за рулём может оказаться абсолютно любой человек".
Юрист Дарья Филина уточняет, что КоАП РФ предусматривает административный штраф 50 тыс. рублей для должностных лиц за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения.