До начала последнего матча у болельщиков была надежда. Напрасная.
В минувший понедельник для сборной России закончился чемпионат Европы. В матче с Данией подопечных Станислава Черчесова устраивала ничья, но при счёте 1:2 команда рассыпалась и последовал настоящий разгром. За три матча наша команда забила только два мяча и вылетела с турнира, заняв последнее место в группе.
Одинокий столб Артём Дзюба
Выступление национальной сборной на крупнейших турнирах такое же увлекательное событие, как просмотр бразильской или мексиканской "мылодрамы". Сценарий примитивен и однообразен, концовка становится понятной уже при первых кадрах, а актёры смотрятся выигрышно только на фоне сельской клубной самодеятельности.
Ну разве кто–то не знал, как выступит наша команда на чемпионате Европы? Разве не было всё понятно за год, полгода, месяц, неделю… Если быть честными, а не бить себя в грудь и говорить, что "мы всех порвём".
Даже стратегический план на этот турнир просматривался заранее. С Бельгией мы не сможем бороться просто потому, что противник на голову выше. Вопрос заключался только в том, сколько "красные дьяволы" захотят забить. Свою голевую жажду они удовлетворили тремя мячами. И если бы даже два наших голкипера — Шунин с Сафоновым — встали одновременно в ворота, ничего бы не изменилось.
Дальше идём. Игра с Финляндией — командой, наиболее близкой нам по классу. Тут мы готовы ухватиться за свой шанс. Смотрим на соперника сверху вниз, надеемся подавить морально ещё до стартового свистка. Ничего не получается, много хаоса и борьбы, из всей этой растраченной кинетической энергии удаётся выцепить вымученную победу с минимальным счётом.
Наступает решающий матч, "матч смерти" для России, определяющий всю судьбу на турнире. С соперником более опытным, ярким и уверенным в себе — датской сборной. Да ещё в столице сказочного королевства.
Россиян устраивает ничья, значит, задача — любой ценой отстоять минимум. Исходя из этого выстраивается и стратегия, и тактика на матч. Вновь одинокий столб "по имени Артём Дзюба" — единственное, чем мы хотим и можем напугать оппонентов.
Да только они не очень–то и боятся, а точнее, совсем не боятся. Да и чего опасаться: слабая ниточка русских — оборона — рано или поздно оборвётся. С такими защитниками — жди подарков и успевай их вовремя подбирать.
Потому что держать удар на протяжении 90 минут у нас не хватает концентрации, терпения, собранности. Мы понимаем, что пропустим и проиграем, но продолжаем так играть. То есть биться в дубовые ворота, надеясь, что они расколются быстрее, чем лоб.
Да, наверное, атака тоже не самая сильная наша сторона. Но, может, стоило хотя бы попробовать, как говорил Рэндл Патрик Макмёрфи, один из главных героев романа Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки".
Они кайфуют, а мы спотыкаемся
"У европейцев менталитет — они кайфуют. Они играют, сражаются. Мы спотыкаемся, падаем, сами себе привозим. Вот в этом, наверное, разница", — это слова не кого–то из хейтеров сборной, а капитана команды Артёма Дзюбы. То есть все всё понимают, но ничего не меняется. Замкнутый круг не разорвать.
Мы не умеем играть решающие матчи, и мы их заранее проигрываем. Ещё до выхода на поле. И всё повторяется из раза в раз. В четырёх из шести чемпионатов Европы к третьему туру судьба российской команды зависела только от неё самой. Но только один раз задачу удалось выполнить — в 2008–м…
Можно вспомнить, как на нашем пути в 2012–м встала Греция. Хватило и ничьей, но пропустили от 35–летнего Карагуниса и в ответ не забили ни одного, уехав с главной фразой в истории российского футбола про проблемы и ожидания.
Или Уэльс в 2016–м. Был шанс выйти минимум с третьего места (тогда на турнире тоже было 24 команды), но нужно было обыграть команду Гарета Бэйла. Итог: разгром 0:3 со знаменитыми рывками валлийца.
И провальные решающие матчи Евро — только часть айсберга, ведь были похожие истории и на чемпионатах мира.
Провал в Копенгагене — не стечение обстоятельств. Сборная России на всём турнире даже не пыталась демонстрировать современный, комбинационный футбол. А натурально боялась и сваливала весь план к одному действию — вынос на Дзюбу и попытка зацепиться за подбор. И такая колхозная безыдейная игра — то, что запомнится на этом Евро даже лучше результата. Очень грустно.
Кстати, наставник наших обидчиков – датчан Каспер Юлманд после прихода в команду задекларировал главное: он хочет зажигать сердца именно игрой, а не результатом. И, несмотря на два поражения на старте Евро, команда заслужила поддержку болельщиков — именно за то, как классно играла с Финляндией и Бельгией, которым всё–таки уступила.
Футбол же в исполнении команды Черчесова точно не зажигал сердца людей. А в результате репутация главного тренера, да и большинства игроков, которые были на волне популярности 3 года назад, упала до нуля, вместо любви — ненависть. И болельщики перестали ценить даже те моменты, когда Россия выглядела неплохо — как в первом тайме с датчанами, до пропущенного гола.
И это, пожалуй, главное поражение российской сборной на нынешнем Евро.