Смольный начинает наступление на барный кластер во дворах у Конюшенной площади. Веранды и прочие самострои отводят под снос.
Конюшенный двор (памятник архитектуры регионального значения) занимает целый квартал между Большой Конюшенной ул., Конюшенной пл., наб. канала Грибоедова и Шведским пер. Он находится по другую сторону площади от главного здания Конюшенного ведомства. Лицевой корпус памятника строился как музей царских экипажей. Позади расположились конюшни и экипажные сараи. В 2000–е годы музей (кареты из которого переехали в Эрмитаж и ныне экспонируются в Старой Деревне) реконструировали под магазины и рестораны для туристов, так что украшавшие первый этаж 15 резных ворот из дуба были заменены на витрины. Что, по мнению градозащитников, значительно исказило облик здания.
Задворки же в последнее время и вовсе напоминали трущобы. Их арендаторы пытались использовать это как фишку. "(Наша) концепция — оазис среди руин. Ресторанная еда, по которой все так соскучились, и всё это в очень странном месте", — объяснял ранее "ДП" задумку с летней террасой ресторатор Александр Берковский, совладелец одного из расположенных на территории памятника баров (ООО "Единороги" согласно реестру Росалкогольрегулирования).
Не экипажные сараи
Однако Смольному всё сложнее смотреть сквозь пальцы на "руины" буквально в двух шагах от утвердившейся на Конюшенной площади фан–зоны международных чемпионатов. В минувшем году администрация Центрального района подавала в суд на нескольких арендаторов, требуя привести территорию в порядок. Но её представитель на заседание не явился, и заявление было оставлено без рассмотрения. Более серьёзно подошли к делу в комитете по охране памятников. Как рассказала "ДП" пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова, в конце апреля нынешнего года специалисты комитета в ходе осмотра технического состояния объекта установили, что территория Конюшенного двора находится в неудовлетворительном состоянии.
"Здесь имеется ряд современных металлических навесов, поздние пристройки к дворовым фасадам объектов культурного наследия, установлено дополнительное инженерное оборудование (наружные блоки кондиционеров, воздуховоды)", — сообщила она. По её словам, территория на отдельных участках захламлена: там складируется строительный и бытовой мусор, а также стройматериалы. В неудовлетворительном состоянии, со сломанными ветвями, и некоторые деревья.
На днях КГИОП выдал охранные обязательства (их направили в адрес нескольких собственников, имена которых в комитете не называют). Они содержат требование привести территорию Конюшенного двора в порядок. В частности, демонтировать самовольные пристройки, такие как веранда у одного из экипажных сараев, сооружения в первом внутреннем дворе, и ряд других (полный список не назвали, и неясно, что именно попадёт под горячую руку).
"В целом комплекс нуждается в ремонтно–реставрационных работах, что и отражено в охранных обязательствах", — добавила Ксения Черепанова. Как гласят документы, первые работы, по консервации, должны быть завершены в течение года, а по прошествии 4 лет сделано должно быть уже всё, включая демонтаж самостроев и реставрацию памятников.
Под греческой буквой
Комитету, возможно, придётся побороться за исполнение охранных обязательств в суде (как это ему часто приходится делать), ведь у Конюшенного двора сложная имущественная история — почти как у Апраксина. Как следует из материалов судебных заседаний, участок площадью более 24 тыс. м2 после раздела и нескольких тяжб в 2018 году был предоставлен КИО во временное пользование ООО "Сигма", которое владеет около 1,6 тыс. м2 помещений в стоящих на наделе зданиях. При этом в ЕГРН значится, что права на участок не зарегистрированы, и в реестре городской собственности обнаружить этот надел не удалось. В КИО оперативно не предоставили комментарии по поводу этой коллизии.
"Проблема в том, что участок в аренде (у города. — Ред.). Кроме того, на территории около пяти фактических собственников. Для того чтобы ремонтировать этот участок, нужно собраться вместе и скооперироваться, а некоторые собственники ни в какую не хотят вкладываться", — сказал "ДП" представитель "Сигмы" Ислам Аскеров. По его словам, ООО за свой счёт провело коммуникации, отреставрировало фасад музея со стороны площади, но, например, асфальт во дворах положить само уже не сможет. Тем не менее он заверил, что условия охранных обязательств в том, что касается "Сигмы", будут соблюдены. Все постройки были поставлены на учёт, а ресторанные террасы — это вопрос к арендаторам и "к разрешительным органам". По той же причине невозможно быстро договориться, единой концепции развития территории пока нет.
Взял бы и сделал
"Очень странно, что в центре города есть двор, где нет нормального асфальта, по факту там всё разбито", — сказал "ДП" директор расположенного на этой территории Музея советских игровых автоматов Игорь Ковалевский. Он отметил, что этот асфальт скрывает старинную брусчатку и было бы неплохо её восстановить. Хорошо, если город займётся этой территорией. В том же духе прокомментировали ситуацию и в одном из расположенных на территории памятника баров: "ДП" сказали, что владельцы клубов будут только рады, если город приведёт двор в порядок, например отремонтирует ямы. При этом там считают, что самовольных построек вокруг нет.
"Внутри (в Конюшенном дворе. — Ред.) там, конечно, полный бардак — неуправляемая, ужасная ситуация, какие–то сарайчики и автосервисы", — поделился наблюдениями с "ДП" заслуженный архитектор России Сергей Орешкин. Зодчий считает, что территорию можно превратить в "прекрасное место", тем более рядом проходят транзитные потоки. По его мнению, неплохо было бы провести исследование, что хочет получить здесь бизнес "кроме разных нехороших заведений".
Так как государственных музеев уже много, лучше найти частного инвестора. Он считает, что объект должен быть "мультиформатным". В идеале на Конюшенном дворе следует организовать насыщенное жизнью зелёное пространство, например как в Новой Голландии, поскольку вокруг не хватает зелени для прогулок. "Где наши олигархи, вообще, все? Взял бы, там, Дерипаска или Абрамович и сделал", — предложил зодчий.