Пандемия неизбежно сказалась на развитии петербургских инфраструктурных инвестпроектов, однако именно они смогли достаточно быстро восстановиться от коронавирусного удара.
Бума таких проектов и объёма вложений в них со стороны частных инвесторов эксперты не ожидают и полагают, что развиваться будут те программы, где есть федеральная поддержка.
"Основная масса инфраструктурных проектов подписывается на региональном и муниципальном уровнях. В кризисной ситуации именно эти бюджеты, в первую очередь, сокращались властями, чтобы перенаправить средства на борьбу с вирусом и социальные выплаты. Поэтому многие инфраструктурные программы с участием регионов и муниципалитетов пострадали. Их реализация была приостановлена, рассмотрение новых проектов было отложено на неопределённый срок", — говорит генеральный директор инвестиционной группы "РВМ Капитал" Феликс Блинов.
Без прорывов
В Петербурге же в целом уже несколько лет не наблюдается какого-то взрывного развития инвестпроектов. "В части потерь или неудач можно обозначить стагнирующий процесс передачи городу земли федералами под парк на Тучковом буяне, мерцающее состояние проекта развития парковочного пространства и нерешаемые проблемы таких значимых для городской среды территорий как Апраксин двор, Красный треугольник и Конюшенное ведомство. Развивается жилищное строительство и проект Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), но это скорее заслуга федералов, активно продвигающих эти инициативы", — отмечает управляющий партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры", руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин.
Если же говорить о ГЧП-проектах, которые уже находятся в стадии эксплуатации, то городской комитет по инвестициям, по словам его председателя Романа Голованова, "с учётом сложившейся экономической обстановки и катаклизмов 2020 года принимал в расчёт возможность замедления темпов инвестиционной активности".
"В первую очередь, это очевидно сказалось на инфраструктурных объектах, связанных с транспортным передвижением петербуржцев и гостей города. Так, первым существенное сокращение показал трафик на Западном скоростном диаметре и в аэропорту Пулково, что напрямую сказалось на падении выручки данных компаний", — рассказал "ДП" Голованов.
Тем не менее, именно транспортные инвестпроекты Петербурга показали в предельно сжатые сроки восстановление после пандемийных ограничений, говорит чиновник. Так, в Пулково на региональных направлениях пассажиропоток восстановился в июле 2020 года. На ЗСД, где весной 2020 года трафик упал на 60%, уже в сентябре показатель транспортного потока вырос почти на 5% в сравнении с 2019 годом. В апреле 2021-го трафик снова достиг рекордных показателей — 390 тыс. транзакций в сутки.
"Это наглядно демонстрирует востребованность инфраструктурных инвестпроектов и устойчивость в экономике города. Кроме того, инфраструктурные проекты обладают значительным мультипликативным эффектом — стимулируют деловую активность в других сферах, включая банковский сектор. Также появляются новые рабочие места, пополняется городской бюджет", — отмечает Голованов.
По оценкам экспертов, один рубль инвестиций, вложенный в транспортную инфраструктуру, приносит в среднем до четырёх рублей прироста валового регионального продукта. "Всё это вместе даёт нам основание утверждать, что реализация крупных проектов положительно влияет на социально-экономическое развитие города", — говорит чиновник.
Бума ждать не стоит
Кризис показал, что именно проекты ГЧП-формата — наиболее жизнеспособны в сложных экономических условиях, говорит Феликс Блинов. Хоть и по оценке Национального центра ГЧП, в зоне риска было 360 реализуемых проектов, примерно столько же (390) проектных инициатив — под угрозой срыва.
"Да, их реализация в период пандемии тоже пострадала, но при этом, по данным InfraOne, на этом рынке не произошло ни одного проектного дефолта. ГЧП-схемы позволяют равномерно распределять риски между частным инвестором и государством и более гибко реагировать на меняющиеся условия рынка", — говорит эксперт.
Федеральный центр и местные региональные власти, понимая, что именно инвестиции в инфраструктуру способствуют более быстрому выходу экономики из рецессии, совершенствуют законодательную базу. Например, в части концессионных соглашений вводят новые инвестиционные механизмы, позволяющие привлекать средства частных инвесторов. Так, в конце прошлого года были заключены первые соглашения о защите и поощрении капиталовложений для привлекательности долгосрочных инфраструктурных проектов, которые призваны снизить проектные риски и ускорить возможность получения проектного финансирования от банков.
"Все эти инициативы расширяют поле возможностей и для инвесторов, и для субъектов РФ. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем количество таких проектов и объём вложений со стороны частных инвесторов будут расти. Тем не менее бума ждать не стоит, потому что на этот рынок влияет много других факторов. Будет нормальный эволюционный рост", — считает Феликс Блинов.
Пандемия оказала позитивное влияние на развитие инфраструктуры в целом, говорит Денис Качкин. "Замедление экономики дало возможность государству в очередной раз пересмотреть приоритеты и обратить большее внимание на развитие социальной инфраструктуры: стартовало множество проектов в сфере здравоохранения, запущена программа строительства новых школ в национальном масштабе", — отмечает эксперт.
С федеральным участием
По словам Романа Голованова, активная работа с инвесторами продолжается даже в непростых экономических условиях, так как инвестпроекты подразумевают баланс рисков как для государства, так и для частного партнёра, а также долгосрочное планирование финансовых потоков.
"Чтобы пройти сложное время с минимальными потерями, мы будем продолжать активно взаимодействовать с предпринимателями и совместно совершенствовать в том числе систему мер поддержки, наиболее актуальных для бизнеса Санкт-Петербурга. В настоящее время, в том числе и с участием комитета по инвестициям, прорабатывается возможность получения Санкт-Петербургом инфраструктурных кредитов", — отмечает Голованов.
О механизме инфраструктурных кредитов регионам в послании Федеральному Собранию говорил президент Владимир Путин. Их собираются выдавать по ставке до 3% на 15 лет под конкретные региональные проекты, которые пройдут экспертизу на федеральном уровне.
Денис Качкин при этом не видит особых поводов для оптимизма. "Будут развиваться программы, где есть федеральная поддержка. В остальном, по меткому выражению одного нашего клиента, профессионального инфраструктурного инвестора, сегодня все решения по петербургским проектам принимаются в Москве", — говорит Качкин.
Хороший тому пример — Витебская развязка, она же первый этап ШМСД, которая соединит ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД и Мурманским шоссе, или развитие петербургского метрополитена. Проекты завязаны не только на федеральные деньги, но и на ВТБ, который прикладывает немало усилий, чтобы Москва оказала поддержку. Поскольку в статусе и частного партнёра, и генподрядчика сам в ней заинтересован.