Петербурга восстанавливается во многом за счёт индивидуальных предпринимателей. Но получить господдержку им сложнее, чем юрлицам.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, из 11 с небольшим тысяч новых предприятий, зарегистрированных в Петербурге с января по июнь 2021 года, 7941 — это ИП. Ещё более показательна ситуация в Ленобласти: 2332 ИП из 2984 новых фирм.
При всём этом до полного восстановления ещё далеко. По данным СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства" (ЦРПП), на 1 июня 2021 года в Петербурге осуществляли деятельность 167,2 тыс. ИП, что на 14,2 тыс. меньше, чем годом ранее.
ОКВЭД на любой вкус
Директор ЦРПП Лев Кузнецов отмечает, что формат ИП довольно популярен у начинающих предпринимателей. Среди очевидных плюсов он выделяет простоту регистрации и небольшое количество необходимых для этого документов, отсутствие уставного капитала, возможность работы без расчётного счёта, упрощённый контроль и учёт, возможность выбора системы налогообложения, отсутствие необходимости регистрации отдельного юридического адреса.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал говорит, что сегодня больше всего ИП открывают в сфере IT, недвижимости, продуктовой торговли. В то же время популярность салонов красоты, парикмахерских и химчисток снижается.
Статистика ФНС это частично подтверждает: топ–3 ОКВЭД для петербургских ИП — это "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", "деятельность автомобильного грузового транспорта" и "разработка компьютерного программного обеспечения".
В SuperJob "ДП" рассказали, что в 2020 году активность ИП, размещающих вакансии на сайте, снизилась. Особенно заметно это было в I квартале, когда количество предложений по Петербургу снизилось втрое.
Однако с начала 2021–го ситуация начала восстанавливаться. Сейчас показатели превышают уровень 2019 года на 18%. Причём размещать вакансии стали чаще: если в 2019 году на одного индивидуального предпринимателя приходилось в среднем одна–две вакансии, то сейчас — девять.
"Вырос и интерес соискателей к вакансиям ИП: в 2021 году на одну откликаются в 4 раза чаще, чем в 2019–м. Самые популярные вакансии ИП среди соискателей — помощник блогера, SMM–менеджер, личный помощник, разнорабочий, отделочник", — рассказала руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова.
А вам не положено!
ИП, которые обходятся без наёмных сотрудников, имеют возможность выбрать схему налогообложения для самозанятых и платить 6% от дохода. Это тоже стало заметным фактором роста.
Согласно данным ФНС, сейчас в Петербурге насчитывается 143,7 тыс. самозанятых, из которых 8,5 тыс. — ИП. Однако и тут есть свои подводные камни.
Сооснователь подкаст–студии "Две дорожки" Анна Петрова решила оформить студию как ИП–самозанятый, а сотрудникам (тоже самозанятым) платить на договорной основе. Это удобно для фирм с небольшим оборотом. Однако в разгар коронакризиса это обернулось неприятностями.
"Мы по основному ОКВЭД входили в список отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, для которых тогда установили налог в 3%, и я подала документы. Месяц назад пришло уведомление из налоговой о том, что под сниженную процентную ставку попадают только ИП с сотрудниками.
Пришлось срочно менять налоговую декларацию и уплатить 80 тыс. рублей. Для нас это было ощутимо, учитывая, что мы недавно взяли кредит на расширение", — рассказывает Анна Петрова.
За последний год подобное происходило сплошь и рядом.
"На основе анализа обращений в ЦРПП мы видим, что предприниматели отмечают проблему поддержки пострадавших от кризиса отраслей. Эти сферы определяются кодом ОКВЭД, но часто деятельность, которую фактически осуществляет ИП, совпадает не с основным кодом, а с дополнительным. Это, конечно, усложняет задачу", — говорит Лев Кузнецов.
Больше всего, как отмечает Анна Петрова, предприниматель боится не уследить за последними изменениями и наткнуться на штраф, который для ИП — большая роскошь.
В целом среди главных мер поддержки, которыми могут воспользоваться ИП, эксперты выделяют четыре.
"Это ограничение плановых проверок, льготное целевое кредитование (кредиты на выплату зарплат под 3% годовых при условии сохранения рабочих мест), продление срока действия некоторых лицензий, рассрочка на уплату долгов по исполнительным листам, предъявленным до 1 мая 2021 года (рассрочка не позднее чем до 1 августа 2021 года), — рассказывает руководитель практики консалтинга “Румянцев Лигал” Анастасия Серкина. — Получается, что мер поддержки много, но воспользоваться ими из–за большого числа ограничений могут не все".
Личная ответственность
Ещё одному предпринимателю — Алексею Смолянину — пришлось закрыть своё ИП в Петербурге. Он занимался снабжением производственных компаний металлом и металлоконструкциями. Одной из причин стала невозможность доступа к господдержке.
"Для меня загадка: почему на карантине находились все, но считается, что кто–то пострадал сильнее? Я пытался воспользоваться президентским указом об организации кредитных ипотечных каникул. Но банк в течение 5 месяцев не смог сформировать пакет документов, необходимых для ИП.
В итоге буквально за считанные дни до конца этих каникул мне отказали в их предоставлении (мол, не получили нужных документов) и ещё списали подчистую деньги со всех счетов", — рассказывает он.
Помимо этого, в связи с локдауном клиенты Смолянина ушли на карантин, заказы перестали поступать, а вкладываться в поиски новых было слишком рискованно.
"В тот момент у меня висели сделки с предоплатами. Остатки денег ушли на расчёт с перевозчиками, это потянуло за собой долги. Насколько помню, был мораторий на блокировки со стороны налоговой. Но она заблокировала мне счёт, хотя мне физически было негде взять деньги", — продолжает свою историю предприниматель.
Вопрос ответственности за долги ИП оказался наиболее актуален во время пандемии и после снятия моратория на банкротство. За свои долги владелец ИП отвечает имуществом, в том числе личным.
"С владельцев юрлица (ООО) в случае его банкротства взыскать долги достаточно сложно, даже после появления субсидиарной ответственности. ИП же рискует всей ликвидной ценной собственностью: недвижимостью, автомобилем и т. д. Именно поэтому они чаще отказывались от мер поддержки в локдаун, чем юрлица, хотя юридически имели те же права на помощь от государства.
На практике оказалось, что большинство мер поддержки — возвратные средства, а в кризис всегда есть шанс, что бизнес не выживет", — поясняет управляющий партнёр компании TopLine Наталья Ненашева.
Она также подчёркивает, что у ИП есть ряд ограничений на бизнес–деятельность. Они не могут быть туроператорами, производить алкоголь и лекарства, работать в банковской и страховой сферах. Кроме того, их не допускают к тендерам по гособоронзаказу и по закупкам, для которых нужны лицензии, например, от ФСБ.