Экоактивисты и бизнес вновь задумались о развитии фудшеринга в стране. Для этого необходимы реформы, в том числе налоговые меры.
Проект "Одобрено" выступил с инициативой об изменении 170–й и 171–й статей Налогового кодекса, чтобы стимулировать бизнес передавать подлежащую утилизации еду на благотворительность, компенсируя НДС. Уже 10,5 тыс. человек и 88 организаций одобрили инициативу.
Данную тему уже много лет обсуждают представители бизнеса, эксперты и политики, но пока не могут прийти к единому мнению. Активисты отмечают, что ежегодно уничтожается 17 млн т продуктов, и половина из них — это вполне нормальная еда.
За что платить?
Основатель проекта "Одобрено" Артём Метелев в разговоре с "ДП" подчеркнул, что из этих 17 млн т только 9 тыс. передаётся на благотворительность, а это всего 0,05%.
"Бизнес не заинтересован это делать, потому что если он уничтожит оставшуюся еду, то может компенсировать себе до 20% НДС, — подчёркивает Метелев. — А если передаст на благотворительность, то должен будет заплатить. Именно поэтому лишь небольшая часть продуктов идёт на благотворительность. Бизнес это делает себе в убыток, поддерживая свою стратегию социального развития".
Он добавляет, что многие компании, например Coca–Cola, Danone и другие, готовы передавать в десятки раз больше, чем сейчас. Главная проблема как раз в налоговом законодательстве и необходимости изменить две статьи, сделав одинаковыми условия при передаче на благотворительность и утилизации.
Пока в России не так много ретейлеров и производителей, которые отдают оставшиеся продукты нуждающимся. Хотя подобная инициатива могла бы укрепить репутацию бренда и привлечь новых клиентов. Но это работа на дальнюю перспективу, а всех больше волнует сегодняшний день.
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин отмечает, что компании, которые начинают передавать продукты нуждающимся, чаще всего сотрудничают с кем–то, кто закрывает "операционную часть": волонтёрские, благотворительные организации, экологические стартапы или просто группы добровольцев в соцсетях. Но сделать такую практику повсеместной пока мешает законодательная база и ещё ряд причин.
"При передаче продуктов на благотворительные цели налоговая нагрузка может доходить до 40% от стоимости товара. Бизнесу, даже очень ответственному, трудно нести такие издержки", — подчёркивает он.
В мае 2020 года Госдума приняла закон, который позволяет передавать товары или деньги на благотворительность в размере до 1% от выручки без уплаты налога на прибыль. "Это серьёзный шаг поддержки, — считает Галкин. — Но пока остаётся ещё 20%–ный барьер в виде НДС. Благотворительные организации ждут изменений и в этом вопросе, равно как и в вопросе санитарно–эпидемиологических требований".
Безопасные продукты
Управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4You Сергей Лищук подчёркивает, что по большей части использовать списанные продукты можно.
"При сертификации продовольствия существует жёсткое требование: любой продукт получит сертификат только в том случае, если к заявленному сроку годности он пролежит ещё не менее 30% времени, не меняя своих вкусовых качеств и параметров биологической безопасности. То есть если срок годности продукта 10 дней, то можно быть уверенным, что ещё следующие 3 дня он будет также безопасен. Но правила заставляют заранее снимать его с реализации", — рассказывает Лищук.
При этом именно выброшенные продукты питания — максимально токсичный отход. "Они источают неприятный запах, способствуют распространению грызунов, живности, появляется вероятность биологической опасности, и это прекрасная питательная среда", — говорит Лищук.
Идея развития фудшеринга была позитивно встречена бизнесом. Инициативу поддержали Ассоциация компаний розничной торговли, Федерация рестораторов, Российский союз туриндустрии, проект "Мастера гостеприимства", сети X5 Group ("Перекрёсток", "Пятёрочка"), "Азбука вкуса", "ВкусВилл" и другие. Многие компании опубликовали обращения в своих социальных сетях, чтобы привлечь внимание к этой проблеме и добиться необходимых решений. А проблема действительно важная, ведь в целом по стране почти 20 млн бедных. И 400 тыс. семей, по официальной статистике, недоедают.
"Мы изучили мировой опыт и увидели, что в ведущих странах, таких как Франция, Италия, Германия, Португалия, США, уже давно отрегулирована идея продуктовой благотворительности, и бизнес — магазины, компании–производители, рестораны — передает остатки еды в специальные фонды для нуждающихся и продуктовые банки. То же можно сделать и в России, и для этого не нужно каких–то специальных изменений, не нужно тратить большое количество денег", — утверждает Артём Метелев.
Технологии спасут
В прошлом году компания Metro в России начала сотрудничество с фондом продовольствия "Русь". В пресс–службе сети "ДП" рассказали, что подопечным фонда были переданы продукты, которые ранее реализовывались в тематических подарочных наборах к праздникам. Данная продукция имела длительный срок годности, однако спрос на неё упал ввиду неактуальности упаковки под конкретные даты (Новый год, Пасха, 8 Марта, 23 Февраля).
В Metro подчёркивают, что важны любые послабления и конструктивные изменения регуляторной базы с тем, чтобы облегчить возможность передачи продуктов на благотворительные цели при сохранении строгого контроля за качеством продукции.
На данный момент по всей стране есть компании — это и ретейлеры, и рестораны, и сами производители, — которые так или иначе развивают фудшеринг. Но пока это не носит массового характера, оставаясь в каждом конкретном случае жестом доброй воли.
Нельзя сказать, что ситуация безнадёжна, считает Сергей Лищук. Некоторые компании, например, также передают списанные товары на корм животным. Дмитрий Галкин подчёркивает, что если говорить не о фудшеринге, а о потерях продуктов в целом, то для решения этой проблемы необходимо задействовать новые технологические решения в ретейле и логистике. А они не стоят на месте.
"Уже есть и будут развиваться дальше IT–системы, аналитические модули, которые на основе данных и машинного обучения более точно предсказывают необходимые для реализации объёмы поставок, снижая таким образом количество продуктов, которые не удастся продать", — говорит эксперт.