Хореограф отметит свой юбилей большим гала–концертом и выходом книги.
Петербургский классик современного балета Борис Яковлевич Эйфман 22 июля отметит свой 75–летний юбилей гала–концертом на сцене Александринского театра. Зрители, как поделился сам хореограф, увидят "ретроспективу его творческой жизни", которая будет включать как старые спектакли, давно снятые с репертуара, так и часть из премьеры новой "Чайки", которую труппа пока ещё только готовит.
Магический танец
К этой дате приурочены большие гастроли Театра балета Эйфмана в Петербурге (на сцене Александринского театра) и Москве (на сцене Большого театра), а также выход двухтомной книги "Балет Бориса Эйфмана. Магический театр танца" авторства и под редактурой Татьяны Боборыкиной.
Книга рассказывает обо всех спектаклях и действующих лицах театра. Как шутит Эйфман, "возможно, они сами уже забыли, что у нас танцевали, но ничто не забыто, никто не забыт". Каждый из томов охватывает два десятилетия жизни театра: 1977–1997–й (первый том) и 1998–2017 годы (второй том).
Татьяна Боборыкина рассказала о титанической работе по сбору материала для книги. И о том, как участники труппы вспоминали закулисную историю театра.
Например, солист Альберт Галичанин в своем интервью поделился впечатлениями о постановке спектакля про Мольера, о том, как он искал походку главного героя — он должен не только танцевать, но и ходить как Мольер. Елена Кузьмина вспоминает свою проходку по сцене в роли царицы Екатерины и то, что зрители говорили, что у нее царственная шея.
"Кто–то вспоминает, что во время спектакля случился ужасный приступ и дальше уже танцевать было невозможно, — говорит Татьяна Боборыкина. — И как незаметно, постепенно весь состав меняется на второй состав, который репетировал вместе. Потому что если один актер выпадает, то другие уже не срепетированы вместе".
Олег Габышев, действующий солист труппы театра, рассказал смешной эпизод, как во время исполнения Онегина чуть не потерял "пикантную часть туалета". Эта книга как интимный диалог артистов и хореографа театра со зрителями, она приглашает не только в закулисье, но и к задушевной беседе о театре.
Материализация чувств
Сам Борис Эйфман считает самым важным то, что такая работа должна существовать — как материализация того, что все эти артисты, и спектакли, и истории вошли в историю этого театра и должны быть сохранены.
Он говорит о книге так: "Я всегда живу будущим, и у меня всё расписано до 2026 года, больше того, я знаю, каким спектаклем я буду праздновать свое 80–летие. Но, когда я читаю эту книгу, я вновь ощущаю те страдания, те муки, те предательства, те радости — и личные, и творческие, — которые я прожил за эти годы.
Я вспоминаю, как впервые пришел к Алле Осипенко и увлек её прийти к нам в театр. Я помню, как увидел Валерия Михайловского в Одессе, и соблазнил его, и привлёк его в театр. Я вспоминаю, как мы ездили в этих ужасных плацкартных вагонах на гастроли по России.
Помню, когда я получил ансамбль в Ленконцерте и он состоял из десяти алкоголиков и десяти девушек пониженной социальной ответственности. И вот из этого всего мы создали театр — лидер балетного мира".
Хореограф говорит о том, что он многие годы завидовал своим коллегам, а теперь многие коллеги завидуют ему. И это некий этап подведения итогов пройденного пути.
Классика и современность
Гала–концерт также будет проводить некоторую творческую ретроспективу деятельности Эйфмана. Сначала зрители на протяжении 10 дней увидят четыре постановки из текущего репертуара театра:
16 июля — "Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана",
17 и 18 июля — "Анна Каренина",
19 и 20 июля — "Эффект Пигмалиона",
21 июля — "Роден, её вечный идол".
А 22 июля состоится сам гала–концерт под названием "Борис Эйфман. Юбилей".
Хореограф поделился эксклюзивной информацией о том, над чем он сейчас работает: "В моём кабинете кипы книг по "Преступлению и наказанию", но это очень небалетный сюжет, это роман о любви к Богу и об искушении дьяволом.
Раньше мы ставили всё о любви мужчины и женщины, о более плотских вещах, а там Достоевский исследует совершенно другие сферы, и как это выразить в балете — пока непонятно. Но важно найти новую балетную историю на базе классики — и чтобы это было станцовано на балетной сцене".
Одновременно с этим он рассказывает о том, что не хочет приглашать звёзд классического театра в свои постановки потому, что они не могут адекватно реализовать фантазии хореографа, и что это совершенно чужой язык, в котором нет гармонии: "У меня был горький опыт, когда мои спектакли танцевали звёзды западные и отечественные, и я никогда не получал хороший результат".
Накануне юбилея Борис Эйфман поделился и другими мечтами. Он говорит, что если, например, в 1994 году мечтал побывать на гастролях в Америке, то сейчас мечтает о том, чтобы поехать на дачу. А ещё о собственном театре и возможности работать на собственной сцене. И о том, чтобы создать такой театр в России, чтобы в нём был и классический репертуар, и авангардный.
Но, рассуждая о классике, Эйфман говорит, что она должна быть днём сегодняшним, а не сохранением прошлого. Мечтает поставить спектакль "Псалмы Давида" на библейский сюжет, где будут использованы другие технологии сцены.
"Просто танцевать на музыку уже недостаточно. Технологии должны войти в структуру современного балета, — говорит маэстро. — Но не эффекты, а именно синтез форм".