Заявленное Владимиром Путиным предложение построить новый обход вокруг Петербурга прозвучало обнадёживающе и несколько неожиданно. Опрошенные эксперты рассказали "ДП", почему к этому проекту решили вернуться именно сейчас.
В понедельник, 26 июля, президент РФ Владимир Путин провёл совещание о развитии транспортной системы Петербурга и Ленобласти. На встрече с губернаторами Александром Бегловым и Александром Дрозденко глава государства предложил построить более удалённую от Северной столицы кольцевую дорогу, по аналогии с недавно запущенной в Подмосковье ЦКАД.
Путин выдвинул эту инициативу в контексте привлечения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для продления трассы М-11 Петербург — Москва до Казани и Екатеринбурга. Таким образом, автодорога соединит Балтику и Урал, но для этого необходимо усовершенствовать действующую инфраструктуру петербургской агломерации.
На встрече поднимались и другие важные транспортные вопросы, в частности, Беглов говорил о необходимости ускорить строительство метро и запустить электричку между Балтийским вокзалом и аэропортом Пулково.
Однако основное внимание всё же было уделено проекту КАД-2. Уже в четверг, 29 июля, вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал, что окончательное решение по строительству трассы федеральный центр примет в течение двух месяцев.
Выборы или не выборы
Гендиректор компании OTS Lab (занимается проектированием в сфере транспортного проектирования) Тимофей Волоцкий подверг проект второй КАД критике, заявив, что городу в первую очередь необходимо развивать рельсовый транспорт. Он напрямую связал появление инициативы с предстоящими парламентскими выборами, до которых осталось менее двух месяцев.
"Народу это понравится, наверное, больше, чем строительство какой-нибудь наземной электрички. Либо власти считают, что пользователи общественного транспорта проголосуют и так, а автомобилистов нужно как-то заманить", — заявлял эксперт в разговоре с "ДП".
Опрошенные политологи придерживаются иного мнения. Так, политический психолог Александр Конфисахор подчёркивает, что население будет избирать не губернаторов, которые бы могли заработать очки, а депутатов Заксобрания, от которых "мало что зависит".
Политолог Дмитрий Солонников напоминает, что вопрос строительства новой кольцевой дороги поднимался ещё в 2019 году, но запуску проекта помешала пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения бюджета.
"Сейчас ситуация в экономике выправляется, вот уже Всемирный банк улучшил прогноз по восстановлению российской экономики до 4 с лишним процентов в этом году. Вроде всё хорошо, можно вернуться к предыдущим планам", — поясняет он.
Как отметил эксперт, на возобновление обсуждения проекта повлияло решение федеральных властей тратить средства ФНБ на инфраструктурные проекты, а не вкладывать их в иностранные ценные бумаги.
"Это принципиальная позиция, которую отстаивал блок государственников внутри нашего правительства, против блока либералов, которые считали нужным всё держать за рубежом. Это их системная победа, во многом она началась в 2020 году, когда Михаил Мишустин был назначен премьер-министром", — считает Солонников.
По мнению депутата ЗакСа от Партии Роста Оксаны Дмитриевой, для пропаганды избирательной кампании властям было бы логичнее выбрать проблему, которую реально решить за оставшееся время, например, вопрос дополнительных выплат.
"Если люди реагируют на предвыборную кампанию — то только на уже достигнутые результаты, а не на обещания того, что будет через долгие годы", — подчёркивает парламентарий.
На фото: Проект 2012 года.
Возможные варианты трассировки КАД-2
Удачный момент
Разговоры о строительстве КАД-2 велись и гораздо раньше, ещё до прихода Беглова в Смольный, но каждый раз проект натыкался на преграды. Реанимированные сейчас планы были бы заявлены и без выборов, но власть выбрала для этого удачный момент, допускает часть экспертов.
"Из главных проблем города за последние годы — был некий застой в развитии. Доделывались мегапроекты, запущенные ещё при Валентине Матвиенко — КАД, стадион, башня "Газпрома" и собственно всё. Принципиальных подвижек, которые меняют город, в течение 10 с лишним лет было не видно. Это ощущение провинциализации сейчас стараются преодолеть. <…> Момент объявления проекта, вероятно, выбран под выборы, но я бы не преувеличивал, что все во власти только так и думают. Этот проект в любом бы случае был объявлен", — полагает политолог Валентин Бианки.
Схожую точку зрения высказал политконсультант Леонид Давыдов, автор telegram-канала "Давыдов индекс". По его словам, выборы должны в том числе выполнять развивающую функцию.
"Полагаю, здесь сошлись оба тренда. С одной стороны Петербург и Ленобласть — это электорально значимый мегарегион, и избирателям нужно озвучить что-то вдохновляющее, а с другой — развитие инфраструктуры принципиально важный элемент, если регионы собираются дальше динамично развиваться. Поэтому будем надеяться, что после сентября лоббистские усилия губернаторов не ослабнут, и они смогут конвертировать эти слова в дороги и станции метро", — считает он.
Ручное управление страной
На встрече с президентом Беглов попытался объяснить, почему вторую КАД не построили ранее. По его словам, для этого не хватило финансирования и политической воли.
Как отмечает завкафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, доктор политических наук Инна Ветренко, пройденное в понедельник совещание показало не только лоббистские способности Беглова и Дрозденко, но и то, что самые важные вопросы в стране не решаются без участия Путина.
"Такой формат общения президента с губернаторами в большей степени демонстрирует ручное управление в России. <…> Президент стал инициатором многих проектов, разумеется, он будет держать это на контроле и не выполнить это будет просто невозможно. То есть это не предвыборные обещания, а реальные дела, которые президент наметил для выполнения и губернаторам это придётся сделать", — подчеркивает она.
Обращает внимание на фигуру президента и Оксана Дмитриева. По её мнению, участие главы государства поможет Петербургу реализовать транспортные проекты.
"То, что такая задача ставится президентом — вполне возможно, что какой-то из этих проектов может претендовать на статус национального проекта или инфраструктурного проекта за счёт федерального бюджета. Я бы считала, что это правильно — максимально претендовать на федеральные средства низкопроцентные, либо вообще безвозвратные", — считает депутат.
С другой стороны, внимание президента может объясняться тем, что многие проекты касаются двух регионов, и для их реализации в любом случае требуются федеральные средства.
"К сожалению, отдельно за счёт бюджета Санкт-Петербурга или бюджета Ленинградской области большинство из этих объектов не построить, так как по бюджетному кодексу невозможно тратить налоги одного субъекта федерации на реализацию проектов на территории другого субъекта. Поэтому простой виадук или развязку, которая будет на границе двух субъектов, ни один, ни второй профинансировать не в состоянии, для этого нужен федеральный центр", — резюмирует Солонников.