Пока в Петербурге готовят новый генплан, мэр Москвы Сергей Собянин назвал такого рода документы пережитком и заявил о необходимости перехода к мастер–планам, как на Западе.
В интервью РБК Собянин сказал, что "генплан — это советская кондовая история" и "почти нигде в мире никто ничего подобного не делает". Планирование в столице "гипертрофированно": помимо генплана разрабатываются также Правила землепользования и застройки, проекты планировки, выдаются градпланы участков (ровно всё то, что требует Градкодекс и что есть в Петербурге), но многое из задуманного не сбывается. Что, по мнению мэра, логично, когда планировать приходится сразу на 20 лет вперёд.
Более предпочтительным ему видится стратегия или мастер–план, который будет представлять собой не обычный документ, а "процесс обсуждения, осмысления, куда мы двигаемся".
"Поэтому, честно говоря, мне не хочется никакой новый генплан разрабатывать. По плану эти работы ведутся, но не более того", — резюмировал градоначальник.
По указу
В Петербурге также готовят новый генплан. Ожидаются согласования Минэкономразвития и Минкульта. При этом и в местных головах бродят созвучные собянинским мысли.
"КГА в лице нашего председателя горячо поддерживает идею упростить генеральный план. Мы говорим о том, что говорил президент. Сделать не генплан, а мастер–план", — заявлял в 2020 году на круглом столе "Актуальные проблемы градостроительства в вопросах и ответах" начальник отдела генерального плана КГА Александр Мюльберг.
Он, очевидно, имел в виду поручение президента, которое тот дал правительству в 2018 году: "Представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития, основанному на стратегии социально–экономического развития".
Комментируя это поручение через несколько месяцев после его выхода, в КГА отмечали, что в Градкодексе нет мастер–планов, а документом территориального планирования для городов федерального подчинения является именно генплан. С тех пор, впрочем, в Градкодекс записали, что подготовка документов территориального планирования "осуществляется на основании стратегий социально–экономического развития".
В Петербурге есть стратегия социально–экономического развития до 2035 года, но полноценная градостроительная компонента пока туда не включена. Хотя есть глава "Пространственно–территориальное развитие", в которой коротко пересказываются этапы развития города и в соответствии с ними территория делится на пояса со своими особенностями (дореволюционный Петербург, Ленинград, современная капиталистическая застройка).
А в главе "Повышение связности городской среды" говорится о необходимости "обеспечения компактности и связности территории Санкт–Петербурга за счёт ограничения экстенсивного распространения застройки". Как писал "ДП", в стратегию, как в документ вышестоящего по отношению к генплану уровня, можно было бы включить положение о запрете застройки рубежных полей.
От урбаниста с любовью
"Возможно, Собянин и прав в том, что пришло время как–то переходить на новые модели, потому что одну и ту же модель нельзя эксплуатировать бесконечно", — отметил в комментарии "ДП" вице–президент Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович.