Лифтовая промышленность России отработала в 2021-м с превышением показателей. Но в Петербурге вариант застрять на полпути сохраняется как в жилом фонде, так и в общественных зданиях.
В первом полугодии производство лифтов в стране выросло почти на 13% к аналогичному периоду 2020-го. По данным Росстата, за 6 месяцев произведено 15 тысяч подъёмников (за весь прошлый "ковидный" год — 29,3 тыс. лифтов, что на 4,8% больше показателей 2019 года). По данным Федеральной службы по аккредитации, с начала года задекларировано 17 429 смонтированных лифтов (+ 14% к показателю первого полугодия 2020-го).
По лестнице вверх?
При этом с обслуживанием введённых в эксплуатацию лифтов не всё складывается идеально даже у коммерческих заказчиков. Хотя они, по мнению поставщиков оборудования, всё же находятся в более выгодном положении, чем жители многоквартирных домов. "Законодатель закрепил — каждый лифт должен находится на обслуживании в специализированной лифтовой организации. Равно как и у каждого собственника лифта должен быть в штате ответственный за лифтовое оборудование специалист. Если лифт обслуживается плохо, можно и нужно менять лифтовую организацию", — поясняет гендиректор "МЛМ Нева трейд" Игорь Янукович (поставщик лифтового оборудования белорусского "Могилевлифтмаша", подрядчик программ капремонта и замены лифтов).
Читайте также:
ЖКХ
Лифт из Уфы в Петербург застрял на полдороге
Как прокомментировали в БЦ River House, коммерческому заказчику, действительно, проще с точки зрения найма обслуживающей лифтовое оборудование организации. "Мы меняли три компании. Есть рынок и свободная конкуренция — это можно сделать одним звонком. Это несложно, особенно в пятимилионном городе", — пояснили в БЦ.
Считается, что жителям МКД поменять ситуацию с плохим обслуживанием лифта сложнее, нужно решать вопрос с управляющей компанией. Коммерческий же заказчик разрывает один договор и на следующий день заключает другой. При этом в самом River House лифты Otis в последние годы выходили из строя достаточно регулярно. Как отметили в БЦ, причиной смены подрядчика, как правило, выступало именно некачественное обслуживание. Часто посетители офисов застревали в лифте, а доставали их из кабины только через час. "Видимо, у компаний попросту не было ресурсов, чтобы работать быстрее. Нас не устраивала скорость реагирования на проблемы, поэтому приходилось искать нового подрядчика", — сообщили "ДП" в River House.
Эх, прокачу!
Впрочем, это актуально в ситуации, когда лифты есть и они в рабочем состоянии. По данным Минстроя, в России около 527 тысяч пассажирских лифтов и неотложной замены требует около 18% (порядка 97 тысяч). В 2011 году был принят технический регламент, по которому все лифты должны были быть приведены в соответствие к февралю 2020 года, а потом в документ внесли правки и теперь дедлайн — февраль 2025-го.
Гендиректор ассоциации "Российское лифтовое объединение" (входят как производители и поставщики, так и сервисные организации) Пётр Харламов полагает, что в Северной столице по сравнению с Москвой ситуация тревожнее, так как "взносы по капитальному ремонту гораздо меньше". Впрочем, в Смольном обновление подъёмников называют одним из приоритетов программы капремонта. В 2020 году на замену или модернизацию лифтов в Петербурге потратили из бюджета 3 миллиарда рублей — больше ушло только на ремонт фасадов (3,6 млрд). В 2019 году городской фонд капремонта сообщал, что за 5 лет, начиная с 2014-го, когда начала действовать новая система капремонта, удалось заменить пятую часть городского лифтового оборудования (7 900 в 1930 домах). План на 2020-й составлял 1 000 лифтов в 227 домах. С начала 2021 года, по данным СПАРК, уже заключено контрактов больше чем на 4 млрд рублей.
Игорь Янукович вспоминает, что ещё в 2012 году в официальных комментариях петербургского Жилкомитета "недоремонт" оборудования составлял 14 тыс. лифтов, сейчас показатель по разным оценкам колеблется между 10 и 11 тыс. "Когда-то про лифты забыли совсем. Потом вспомнили, выделили бюджет, а с появлением Фонда капремонта к этому подключили собственников квадратных метров. Расчёты показывали с самого начала, что денег нужно гораздо больше, чем выделяли и собирали. Время идёт, доходы падают, а стоимость готовой продукции, материалов и работ растёт только быстрее", — сетует эксперт.
"Продавай алюминий!"
На скорость обновления лифтового парка может повлиять и рост цен на металл. Пётр Харламов подчёркивает, что к середине 2021-го цены выросли гораздо больше, чем за весь прошлый год (тогда стоимость лифтов увеличилась на 7-10%). "Российские заводы, конечно, стараются сделать всё, чтобы исполнить контракты, которые касаются замены лифтов в МКД по программам капремонта. Но роста цен не избежать. В конце прошлого года правительство выделило 750 млн рублей на замену лифтового парка, эти контракты являются ключевыми для лифтовой промышленности". Станция управления лифта требует качественных дорогостоящих электронных компонентов. По словам Петра Харламова, на них цены выросли в 2-3 раза. Подскочила и стоимость меди — и соответственно, себестоимость кабельной продукции.
"В 2021 году в России должны заменить несколько тысяч лифтов. Сейчас заводы ищут какие-то решения, однако государственные меры поддержки отрасли необходимы — налоговые льготы или, например, временное освобождение от НДС", — заключает Пётр Харламов.