Почти 40% петербургских фонарей в этом году очистили от рекламных объявлений. Но пока методы борьбы с ними не намного лучше их самих.
Возможно, правда, и не надо ничего спасать, поскольку в эпоху до интернета листовок было видимо–невидимо, по крайней мере в людных местах. Как свидетельствуют старые фотографии и рассказы ленинградцев, в 1980–1990–е годы на Сенной пл., Большом пр. В.О. и в других людных местах города существовали целые стены бесплатных объявлений. Они служили своего рода стенгазетой и группировались тематически. Например, рукописные объявления об обмене жилья (который был доступен в Советском Союзе вместо продажи) старались клеить рядом друг с другом.
Этот механизм позволял простым гражданам проводить сложные многоэтапные сделки, за которые не брались даже маклеры. С появлением газет бесплатных объявлений, легализацией рынка купли–продажи жилья и развитием Всемирной сети объявления на листках должны были бы исчезнуть. Но по–прежнему можно встретить на своей парадной бумажки с текстом вроде "сниму комнату в вашем доме", размещённые в основном агентствами недвижимости. Они соседствуют с объявлениями будто бы частных компьютерных мастеров, "живущих в вашем доме". Характерно, что такого рода реклама имеет вид написанной от руки, и можно говорить о формировании особого жанра подачи информации. Который, вероятно, по мысли его авторов, должен убедить потребителя, что товар и услуга предлагаются непосредственно от производителя по минимальной цене, в которой нет даже затрат на полиграфию.
Большую часть таких листовок производит сегодняшний серый рынок: гостеприимство (куртизанки, хостелы в парадных, рабочие дома), автоломбарды, скупка металлов и прочее в том же духе. До недавнего времени такие услуги могли продвигаться в интернете, но сейчас столбы остаются единственным доступным для них рекламоносителем.
Внешний вид страдает
По традиции объявления клеят не только на стены (из здания может выйти охранник), но и на фонарные столбы. Это весьма практично, ведь порой опоры ставят чуть не посреди тротуара — просто так мимо не пройдёшь. "Внешний вид города сильно страдает из–за размещённых рекламных листовок и объявлений на опорах освещения", — отметили в комментарии "ДП" в "Ленсвете".
С начала года энергетики Петербурга очистили 66 тыс. опор, то есть почти 40% от общего их количества. Часть из них закрывают антивандальной сеткой. Можно предположить, что защиту получают те опоры, по которым поступают жалобы, — поскольку соответствующие данные коррелируют. Так, в организацию с начала года поступило более 5,8 тыс. обращений по поводу листовок на подведомственных столбах. А обтянуть сеткой в этом году планируют около 7 тыс. опор. Метод с сеткой энергетики называют "действенным", на вооружении он с 2013 года.
"Защитная сетка сохраняет эстетичный вид опор освещения, не требует нанесения краски на очищенные от рекламы опоры, на которых местами может остаться клей", — говорят осветители. В связи с чем за 8 лет этим чудо–средством затянули более 28 тыс. опор, что составляет более 16% всего их количества. В арсенале есть ещё одно оружие — антивандальное покрытие, которое наносится на нижнюю часть столбов. Его применяют в основном там, где сложно натянуть сетку, — на чугунных опорах.
"В центре города, с большим потоком граждан и туристов, СПб ГБУ “Ленсвет” не применяет сетку, чтобы не наносить вред городской эстетике", — говорят на предприятии (что, заметим, несколько противоречит предыдущему утверждению об эстетичном виде опор).
Воспитательные меры
Председатель совета директоров группы компаний "СУАР.Т" архитектор Александр Супоницкий проектировал в том числе такие насыщенные жизнью (а значит, привлекательные для расклейщиков) постройки, как станции метро. Он рассказал "ДП", что в центре города видел, как защитными клетками обвивают водосточные трубы. Такие, добавим, можно наблюдать в разных уголках, в частности в окрестностях Владимирской пл. На трубы тоже часто прилепляют объявления, как на фонари. Но все эти конструкции не панацея. "Невозможно сделать так, чтобы клей не приклеивался", — рассуждает зодчий. Как только появится материал, который легко отмыть, появится и краска по нему, которая не отмывается. Он считает, что надо противостоять "воспитательными мерами."
Никакой состав против расклейки или растяжки рекламы не спасёт, соглашается гендиректор компании "АСМ" архитектор–реставратор Алексей Михайлов. "Я сейчас как раз по 8–й линии иду мимо трубы в сетке. Не скажу, что они портят облик зданий, хотя могли бы быть покрашены хотя бы в цвет труб", — добавил он.
Вызов от столба
В 2015–2018 годах администрации несколько районов города, особенно полюбившихся расклейщикам, с подачи общественников (противников незаконной рекламы, считающих, что она выглядит неопрятно и портит облик города) организовали автодозвон по номерам, указанным в таких объявлениях. Но проект развиваться перестал.
"По моей информации, на сегодняшний день это если и работает, то очень слабо, а скорее всего, не работает", — рассказал "ДП" глава комиссии по рекламе и информации Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе Роман Шайхайдаров. По его словам, активность по борьбе с самовольной рекламой была повышена в преддверии чемпионата мира по футболу, ещё при предыдущем председателе комитета по печати, поскольку в то время думали о восприятии города болельщиками. Тогда и возник ненадолго проект с автодозвоном. Шайхайдаров считает, что в других регионах это начинание доказало свою эффективность, поскольку ставит палки в колёса тем, кто пытается таким образом себя продвигать.
Эксперт Института дизайна и урбанистики университета ИТМО Стив Каддинс в комментарии "ДП" отметил, что "в масштабах города автодозвон так и не был реализован". Его свернули под предлогом того, что нет денег, хотя он не так много требовал по сравнению с другими расходными статьями бюджета города. В отдельных местах, где есть очень упорные инициативные граждане, которые сами срывают объявления и направляют по ним обращения властям, решить задачу удалось. Поскольку сами расклейщики поняли, что там их усилия тщетны. Но глобально — нет. "Ответ на вопрос “почему?” одинаков что сейчас, что несколько лет назад. Видимо, недостаточно мотивации и у администрации города, и у полиции", — говорит Каддинс.
"Автодозвон не работает, потому что номера меняют как перчатки", — прокомментировал "ДП" президент Ассоциации операторов наружной рекламы Кирилл Опарин. По его словам, рекламные стенды тоже становятся мишенью для расклейки. Отвечают за состояние таких конструкций сами агентства–владельцы, а уследить за всеми щитами они не успевают. Более или менее прогрессивным способом борьбы он считает "привлечение администрации районов и районных отделений полиции, чтобы на централизованном уровне это всё решалось". Пока, видно, не решается.