Опыт прошлых лет показывает, что регулирование цен в Петербурге добавляло хлопот не только крупному отельному бизнесу, но и небольшим игрокам рынка — мини–отелям и хостелам. Их владельцы вспоминают, что во время проведения FIFA–2018 и Кубка конфедераций — 2017 власти, например,установили "потолок" на количество денег, которое может приносить один номер в хостеле (вне зависимости от того, сколько там размещалось человек). Учитывая, что номера бывают и восьми–, и десятиместными, получалось, что прибыли от них поступало меньше в дни спортивных событий, чем обычно летом. В итоге деньгам от иностранных гостей было непросто просочиться в петербургскую копилку.
Впрочем, если отели, в том числе небольшие, уже тогда ощутили на себе все прелести госрегулирования, простые петербуржцы, в чьей собственности оказалось несколько свободных квадратных метров, решили выжать из ситуации максимум.
Похоже, что большого футбола в Северной столице ждали больше, чем в любом другом городе. И дело не только в том, что благодаря чемпионату и предшествовавшему ему Кубку конфедераций наконец–то закончилось казавшееся бесконечным строительство стадиона. Гости города, осаждавшие петербургские бары, гуляющие по улицам, штурмующие вагоны метро, — вот кого ждали некоторые горожане. Ведь далеко не все болельщики удостоили своим визитом гостиницы, не каждый из приехавших подумал даже про хостел.
И граждане предложили любителям футбола пожить в их домах. Далеко не безвозмездно. Тогда такого термина, как "самозанятость", ещё не было. Соответственно, и платить налоги было вроде как необязательно. А алчность уже была. На что только не готов был пойти наш человек, чтобы нажиться на наивности приезжих фанатов. Причём, по–видимому, учиться мастерству продаж хозяева хрущёвских хором решили у самых крупных игроков гостиничного рынка. В разных городах владельцы двухкомнатных апартаментов просили у постояльцев по 45–50 тыс. рублей за ночь. Забавляло и то, что некоторые хозяева в рекламе указывали, что готовы вселить к себе гостя не во все комнаты, а только в две из трёх.
В проворности не уступали и таксисты. Пожалуй, самая громкая история, которую в течение всего ЧМ обсуждали питерские фанаты, произошла с мексиканкой. Таксист на BMW потребовал с женщины плату 7 тыс. рублей за короткий проезд по Невскому проспекту.
То есть в отличие от гостиничного бизнеса, который тогда уже вгоняли в ценовые рамки, культурностоличным гражданам со своим жильём никто ограничений не устанавливал. А раз так, то, как гласит простая продиктованная психологами мысль, занижают цену на свой товар или услугу те, кто в их качестве не уверен.
Главным местом размещения в последние несколько лет (опять–таки для людей со средним доходом и ниже) на российском туристическом рынке стали даже не хостелы и мини–отели, а квартиры, сдающиеся посуточно. Для фаната–энтузиаста, не привыкшего к комфорту и завтраку по all inclusive, лучший вариант жилья на несколько дней — это именно обычная двушка недалеко от центра. Можно в придачу с хозяином.
С недавнего времени владельцам такого жилья пришлось стать самозанятыми. Для обычного человека, который сдаёт квартиру в Петербурге, налог с дохода составит всего 4% (в отдельных случаях 6%). Всяко меньше, чем платят отели. Так что краткосрочная аренда, особенно во время массового притока туристов, долго будет оставаться выгодным делом. Если, конечно, государство не придумает, как отрегулировать и этот сектор.