Претензии ФАС к Booking.com не прогонят агрегатора с российского рынка. Но за наложенные штрафы сервис может отыграться на отельерах, повышая комиссию. И это притом, что равноценной замены в России ему нет.
История со скандалом между антимонопольным ведомством и сервисом бронирования отелей Booking.com в последнее время стала чуть ли не самой обсуждаемой в среде гостиничного бизнеса. Для Петербурга, который ждёт не дождётся возобновления полноценного туристического потока, она актуальна вдвойне.
Нас не прогонят
На прошлой неделе ФАС оштрафовала компанию, управляющую агрегатором бронирования, на 1,3 млрд рублей "за злоупотребление доминирующим положением на рынке". Сумма штрафа составила 11,5% от российского оборота Booking.com в 2020 году. Параллельно с этим на днях Арбитражный суд Москвы отклонил иск Booking.com B. V. к ФАС России, в котором нидерландская компания просила признать недействительным решение и предписание регулятора по делу о злоупотреблении монопольным положением. Иск компания подала в феврале 2021 года, его рассмотрение несколько раз откладывалось.
Ранее, в декабре 2019 года, ведомство возбудило дело в отношении Booking.com после жалобы "Опоры России". ФАС установила, что Booking.com навязывал российским гостиницам, отелям и хостелам обязательное "предоставление и соблюдение паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей".
Справедливости ради стоит заметить, что претензии к Booking.com имеются не только у России. Например, суд Турции обвинял сервис онлайн–бронирования в создании недобросовестной конкуренции и неуплате налогов в местный бюджет. В 2017 году компания отказалась платить налог с оборота от бронирования турецких отелей. Позже СМИ страны писали, что нидерландская компания согласилась стать локальным налогоплательщиком.
В петербургских отелях признают, что среди всех агрегаторов, которые приводят к ним посетителей (особенно иностранных туристов), самое большое количество бронирований обеспечивает именно Booking. По словам участников рынка, в пандемию благодаря ему удавалось сохранить бизнес. Гостиничный бизнес зависим от сервисов бронирования, без них в нынешних условиях обеспечить заполняемость номеров практически невозможно. Исключение могут составить разве что "пятёрки", у которых значительная часть клиентской базы постоянна.
В то же время гостиницам сотрудничество с сервисом обходится недёшево: с 2019 года агрегатор стал включать в счета своих российских партнёров 20% НДС помимо комиссии за услуги.
Президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров (НП "НАИТО") Михаил Ушаков считает, что так называемая политика равенства цен, применяемая в отельном бизнесе, в целом справедлива. Проблемы начинаются, когда один из игроков начинает доминировать на рынке и диктовать свои условия. При этом конкуренция снижается.
"Условный новый Booking не может выйти на рынок, потому что условия, которые предоставляет имеющийся агрегатор, всегда будут лучше", — отмечает он и добавляет, что у российских властей не должно быть претензий к сервису как к поставщику услуг. Он был одним из первых, кто принял российский стандарт классификации и стал указывать наличие звёздности отелей. Чётко реагировал на ошибки, которые допускали средства размещения в указании звёздности.
Эксперт считает, что агрегатор изменит свои требования к отелям и конфликт будет исчерпан. "Вопрос о “выдавливании” компании с российского рынка мог бы подниматься, если бы Россия первая вынесла компании предупреждение и обвинение. В 2015 году во Франции, Италии, Швеции обязали Booking.com изменить положение, которое требует от гостиниц устанавливать цены и объём продаваемых номеров не ниже, чем на других конкурирующих ресурсах. В итоге компания скорректировала этот пункт в договоре", — подчёркивает Ушаков.