Мнения об успешности летнего сезона 2021 года для туристической сферы Петербурга разделились. В недавней беседе с "ДП" представители бизнес-сообщества жаловались на работу в условиях COVID-ограничений и сопутствующих им факторов.
Городские отельеры остались недовольны низкой загрузкой и отменой мероприятий, представители транспортных компаний упомянули о нерентабельности туристических перевозок и конкуренции с коллегами из других регионов.
Были и те, кто оценил завершившийся летний сезон положительно. Эксперты отметили приток внутреннего туризма, повышенный спрос на туры в Петербург и отсутствие жёстких COVID-ограничений по сравнению с другими регионами страны.
Вслед за бизнесом на вопросы "ДП" об итогах летнего туристического сезона в 2021 году ответил председатель комитета по развитию туризма ПетербургаСергей Корнеев.
Удалось ли Петербургу летом 2021 года вернуться к допандемийным показателям в туристической сфере?
— Несомненно, Петербург может вернуться к допандемийным показателям туризма, но не раньше полного открытия границ в мире. Эксперты Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) считают, что для восстановления объёмов международных путешествий и показателей отрасли понадобится 4–6 лет. Международный туризм не будет сразу восстановлен в полном объёме, и мы ещё будем наблюдать реальные последствия пандемии.
Во-первых, вирус, вероятно, не уйдёт в один день. В связи с этим люди в разных странах какое-то время будут перемещаться с осторожностью, опасаясь локальных вспышек заболеваемости и связанных с ними ограничений. Во-вторых, во всём мире семейные бюджеты многих путешественников пострадали, и они будут экономить на туристских поездках до восстановления доходов. Это реальность, в которой мы живём и работаем.
Сохранив нашу туристическую инфраструктуру и высочайшее качество обслуживания, работая над отложенным спросом на путешествия, продолжая активное продвижение на рынках внутреннего и международного туризма, мы можем и должны пройти путь восстановления быстрее. Надеюсь, что нам понадобится на это около полутора-двух лет.
Как бы вы охарактеризовали ситуацию на туристском рынке Петербурга на сегодня?
— Благодаря активной работе, в том числе с учётом состоявшихся крупных мероприятий сезона — ПМЭФ, Евро-2020 и ряда других, некоторые петербургские объекты размещения в июне-июле этого года смогли выйти на неплохие показатели загрузки. Однако второе полугодие будет не простым для индустрии гостеприимства города. Конец июля, август и сентябрь — месяцы, когда к нам традиционно ехали иностранные туристы. Осень и зима загружались больше за счёт событийных и деловых мероприятий, командировочных, организованных школьных групп.
Эксперты отмечают, что за счёт сохранения туристского оборота и принятых в городе мер поддержки отельеры Петербурга оказались более стрессоустойчивыми и не прибегали к тотальному сокращению тарифов в отличие от их коллег в других туристских центрах мира. С поправкой на непредсказуемость пандемии, по мере открытия границ отельный рынок Петербурга имеет шансы восстановиться быстрее с точки зрения показателя RevPAR.
Какие факторы нам необходимо принять во внимание? Сейчас по прогнозам UNWTO наибольшие шансы привлечь туристов будут иметь те страны и регионы, где большинство жителей привьётся от COVID-19, и я поддерживаю это предположение — без обеспечения безопасности мир не сможет вернуться к активным перемещениям.
Нам очень важна безопасность наших гостей, индустрии гостеприимства, жителей города. В Петербурге идёт активная вакцинация персонала организаций сферы туризма и индустрии гостеприимства. В дальнейшем — только отели, достигшие необходимого показателя коллективного иммунитета, будут рекомендоваться для размещения участников крупных городских международных мероприятий.
Для упрощения процедуры записи на вакцинацию наш комитет совместно с комитетом по здравоохранению Петербурга организовали возможность коллективной вакцинации, включая выезд прививочных медицинских бригад. В целом, на туристском рынке мы видим наступление "новой эры", в которой нужно не вести отсчёт от допандемийных показателей, а, скорее, следить за темпами прироста в существующих условиях.
При этом нынешний год подаёт надежды не только на восстановление туристического потока, но и на дальнейшее развитие инфраструктуры. В 2021 году в Петербурге начинают работу три новых отеля — Kravt Nevsky Hotel&Spa, Wawelberg Hotel St. Petersburg и Holiday Inn St. Petersburg Theatre Square, развиваются общественные пространства, привлекающие не только жителей, но и гостей города, запускаются ресторанные и досуговые проекты.
В новые проекты индустрии гостеприимства продолжают вкладываться значительные средства, инвесторы поддерживают нашу политику, демонстрируют уверенность в положительных перспективах сферы туризма Петербурга. Сейчас это особенно заметно и особенно важно.
Сколько иностранных и российских туристов посетили Петербург этим летом? Как эти показатели коррелируются с 2019 и 2020 годами?
— За первые шесть месяцев этого года Петербург посетило уже почти в 2,5 раза больше туристов, чем в 2020 году. В том числе — с учётом всех мировых ограничений, — 184 тыс. иностранных туристов (согласно данным ФМС о размещении в гостиницах). Город продолжает оставаться притягательным для международного туризма и мы надеемся, что по мере ослабления пандемии поток постепенно начнёт восстанавливаться, а затем и увеличиваться.
В 2019 году в Петербург приехали 10,5 млн туристов, а в 2020 году наш город принял 2,9 млн гостей — почти в четыре раза меньше. Из них 500 тыс. — иностранцы, которые успели приехать до начала пандемии. Гостиницы Петербурга работали с соблюдением всех мер безопасности — с ограничениями, но не закрываясь. В результате в отелях города в 2020 году остановилось 2,4 млн человек. Ещё около 500 тыс. гостей останавливались у родственников или друзей — вне коллективных средств размещения.
Согласно данным UNWTO, количество туристов, которые отправились в другие страны в первом полугодии 2021 года, сократилось на 85% по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 года — до начала пандемии коронавируса.
Усилился ли этим летом приток туристов из СЗФО, в частности — из Ленинградской области?
— Да. Наши гости в этом году: жители Москвы и Московской области, регионов Северо-Запада России, Ленинградской области. Среди них много экскурсантов, приезжающих в город без ночёвки. Затем — путешественники из городов-миллионников Сибири и Урала: Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Красноярска. Множество туристов приезжали из Казани и с юга России — Ростов, Краснодар, Сочи. Затем — гости из регионов Центрального федерального округа.
География мест, откуда к нам в достаточно большом количестве пребывают туристы, существенно расширилась. Это связано в том числе с улучшившейся транспортной доступностью города и разнообразием наших туристских предложений, программ и возможностей. Мы можем с уверенностью сказать — Петербург, несмотря на пандемию, ещё раз подтверждает статус ведущего туристического центра страны.
Сколько экономика Петербурга заработала на туризме этим летом?
— Даже в абсолютно не туристском 2020 году туристы привнесли в экономику города 109,7 млрд рублей, что, конечно, не сопоставимо с показателем 2019 года, когда путешественниками в Петербурге было потрачено 378,6 млрд рублей.
Как видите, туризм вносит вполне весомый вклад в экономику города, даже в самый сложный для отрасли год. В текущем году, по предварительным расчётам, уже к концу лета этот показатель составил более 117 млрд рублей и год ещё не завершён.
Повлияли ли положительно на летний сезон этого года региональные и межрегиональные туристические проекты?
— Пандемия, закрытые границы в мире и отсутствие иностранных гостей способствовали развитию множества разнообразных предложений на рынке внутреннего туризма в целом. И нам важно было использовать любые возможности, чтобы привлекать туристов со всей страны.
Москва — это наш ближайший сосед, обеспечивающий регулярный поток гостей. Жители Петербурга также с удовольствием посещают столицу России в связи с активным и ярким развитием её сферы гостеприимства. Вполне логично, что в этом году мы решили объединить наши возможности и предложения, чтобы создать совместный набор уникальных турпродуктов. Так и родился наш с комитетом по туризму Москвы проект — "Два города — миллион впечатлений".
Мы пришли к выводу, что туристские предложения Москвы и Петербурга не конкурируют между собой, а в большей степени дополняют друг друга. К настоящему моменту в программу включены 30 туристических маршрутов и 45 кросс-региональных проектов, а совместный календарь включает 50 различных событий в двух городах; 60 петербургских и московских отелей, включая сети Accor, Radisson, Azimut, участвуют в программе лояльности. Информационные ресурсы, предлагающие пакетные предложения в рамках этой работы, набирают порядка 700 тыс. посещений ежемесячно. Мы хотим повысить общую "туристскую" узнаваемость городов, увеличить количество российских туристов и повторных посещений двух столиц.
Сейчас около 40% туристов в Северной столице — жители Москвы и Подмосковья, которым мы рассказываем о дополнительных возможностях отдыха в нашем городе. Мы также приглашаем наших гостей проехать по маршрутам "Серебряного ожерелья". Этот проект получил новое ускорение: маршруты Северо-Запада оказались особенно востребованы и в прошлом и в этом году, стали привлекать всё большее количество путешественников. Гости приезжают в Петербург и едут дальше — в Гатчину, Выборг или Тихвин, Новгород, Псков, в республику Карелия, на "Русский север".
Повлияло ли как-то на приток гостей создание новых туробъектов и туристических площадок?
— "Остров Фортов" — наш флагманский проект в Кронштадте, одном из красивейших районов Петербурга, с которым мы связываем много надежд на дальнейшее развитие туризма города. Уже сейчас там можно увидеть исторические форты, погулять по "Аллее героев", узнать историю побед Российского флота, активно провести время в парке "Острова фортов". Несомненно, такие экскурсии будут очень привлекательны для детей и для всех, кто любит проводить время интересно, познавательно, и при этом с пользой для здоровья.
Пока границы в мире не открылись и пандемия ещё не ушла, именно поездки с целью отдыха в значительной степени сейчас служат драйвером восстановления туристских потоков, в то время как многие бизнес-поездки и деловые мероприятия остаются отложенными до лучших времен. При этом по прогнозам экспертов отрасли, тенденция к "гиперлокальным" впечатлениям — поездкам недалеко от дома — сохранится и после окончания пандемии.
Повсеместно возросла популярность экотуризма. Потребительские предпочтения туристов в пандемию изменились. Во всём мире люди стали ценить возможность побыть на природе и активно отдохнуть на свежем воздухе. Петербург в этом отношении имеет прекрасный потенциал — великолепные парки города и ближайшие его пригороды служат замечательным местом для прогулок.
Не все наши гости знают, что в состав города входит 16 особо охраняемых природных территорий, которые в общей сложности занимают около 5% площади Петербурга. На их базе активно развивается сеть экологических маршрутов: по природным и историческим достопримечательностям природного заказника "Западный Котлин", по поросшим сосновым лесом остаткам береговых валов древних морей — предшественников Балтийского моря в окрестностях Сестрорецка, по Комаровскому побережью Финского залива с дюнами и песчаными пляжами, старыми еловыми лесами. Многие предложения уникальны, не всякий мегаполис может такое предложить своим гостям.
Какие объекты и виды туризма привлекали гостей Петербурга этим летом больше всего?
— Петербург рад всем своим гостям без исключения. Наш город обладает уникальным туристским потенциалом — у нас есть предложения на любой вкус и бюджет путешествия.
Конечно, есть великие музеи — наши главные "туристские магниты". Но есть и что-то ещё. И это "что-то ещё" у каждого свое. Для кого-то это парки, для кого-то — гастробары и рестораны, дворики, ландшафты или урбанистические решения. Интересов очень много, и надо это уловить и систематизировать, создать конструктор путешествий.
В процессе обсуждений с экспертами рынка родилось понимание, что главный туристский продукт Петербурга — его особая, неповторимая атмосфера. Из этого родилась программа "Новая культурная и туристическая география" — в рамках которой идёт продвижение перспективных видов туризма, отвечающих разным интересам людей, желающим посетить Петербург.
В программу вошли наши классические предложения, дополненные посещением новых креативных и общественных пространств, разнообразными авторскими и тематическим экскурсиями, предложениями в сфере гастрономического туризма. Иными словами, "Новая туристская география" показывает не только парадный, но очень разный Петербург: гармоничный и привлекательный, живой и динамичный креативный город.
В рамках проекта комитет по развитию туризма систематизирует информацию о новых точках притяжения и формирующихся туристских районах, которые создают современный облик Петербурга. На сегодняшний день в городе существует более 50 общественных пространств, привлекающих не только жителей, но и гостей Северной столицы. Там проходят тематические фестивали, выставки современного искусства, кинопоказы, ярмарки оригинальных дизайнерских вещей, открываются художественные и фотостудии, фудкорты. Через них ежегодно проходят миллионы посетителей, в числе которых как жители города, так и туристы.
Из самых популярных малых и новых музеев Петербурга горожане чаще всего называют Музей маячной службы, Музей микроминиатюры "Русский левша" и Музей современного дизайна и прикладного искусства в Академии имени Штиглица. Любоваться городскими пейзажами в Петербурге предпочитают из Дома Зингера и отеля "Санкт-Петербург", или с набережной у Южной дороги Крестовского острова, откуда открывается новый силуэт современного Петербурга. Лидеры среди общественных пространств — "Новая Голландия", "Севкабель Порт" и "Никольские ряды".
В городе активно работает Городское Туристско-Информационное Бюро — первая в России единая государственная бесплатная информационная служба по туризму. В рамках проекта "Петербургский калейдоскоп" бюро регулярно проводит бесплатные пешеходные и автобусные экскурсии для туристов и жителей города. В период пандемии успели набрать популярность интерактивные экскурсии и виртуальные путешествия, доступные пользователям социальных сетей и других платформ для публикации пользователями фото и видео контента, что также играет роль в привлечении туристского потока и формировании отложенного спроса на путешествие в Петербург.
Какая поддержка оказывалась турбизнесу летом этого года?
— После окончания первой волны пандемии летом 2020 года было ещё неизвестно, будет ли вторая волна, и если да — то какой. Ещё тогда по поручению губернатора Петербурга Александра Беглова мы разработали комплекс мер поддержки вместе с бизнесом. Начатая осенью 2020 года программа поддержки субъектов туриндустрии в период пандемии продолжает работать и сегодня. По сути, было принято политическое решение об отмене всех возможных в рамках нашего городского законодательства региональных налогов: налога на имущество, земельного и транспортного налогов, снижение ставки налога для упрощённой системы налогообложения до минимально возможного по законодательству в регионе.
При этом все региональные налоги для предприятий сферы туризма были отменены не только на прошлый, но и на ныне текущий 2021 год. Такое решение стало очень важным — дать отрасли возможность точно понимать, что и за прошлый, и в этом году все налоговые преференции будут применимы.
В прошлом году было решение о выделении дополнительной прямой финансовой поддержки из средств "Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса". За счёт этих средств были предоставлены льготные займы организациям турбизнеса для сохранения персонала — на выплаты заработной платы.
К началу 2021 года налоговыми льготами на общую сумму в 1,5 млрд рублей уже воспользовались более 3 тыс. предприятий. Для сохранения в туристической сфере в общей сложности более 1,8 тыс. рабочих мест было выдано 84 льготных займа на сумму 255,8 млн рублей. В этом году было юридически оформлено решение о погашении этих займов за счёт бюджета при условии выполнения их стартовых условий.
Также 551 петербургская организация сферы туризма получила льготы по аренде городского имущества. Заявленные меры поддержки стали исключительными для отечественной туротрасли: общий объём предоставленных мер поддержки оценивается в 4 млрд рублей.
Наш комитет активно взаимодействовал с Ростуризмом по вопросу предоставления туристской индустрии Петербурга федеральных субсидий и грантов. В частности, туристским организациям города было предоставлено 28 грантов Ростуризма на реализацию стартапов во внутреннем и въездном туризме на общую сумму 52 млн рублей. 17 организаций получили субсидии по въездному туризму в размере 9,1 млн рублей.
Важную роль сыграло участие Петербурга во всех этапах программы "туристического кэшбэка", запущенной летом 2020 года. Наш город неизменно находился в числе лидеров по количеству бронирований и общей стоимости туров. В рамках программы мы видел увеличение продолжительности пребывания и среднего чека наших гостей. Недавно "окно продаж" в рамках этой программы было ещё продлено на две недели, что способствует активизации осеннего туристского спроса.
На сегодняшний день в программе кешбэка принимают участие 135 организаций туристской индустрии Петербурга: туроператоры, гостиницы, санатории, судоходные компании. Сегодня туристские поездки в Северную столицу в рамках программы кешбэка предлагают более 500 российских туристских организаций.
В августе председатель российского правительства Михаил Мишустин заявил о выделении субсидий в 8 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО. Туристский бизнес, как один из наиболее пострадавших секторов экономики, сможет воспользоваться данной помощью. Мы, в свою очередь, обратились на федеральный уровень с предложением существенно уменьшить НДС для предприятий индустрии гостеприимства. И Ростуризм поддерживает эту инициативу.
В целом, Ростуризм назвал комплексную систему мер поддержки, разработанную в Петербурге беспрецедентной, такой она остаётся и до сих пор, насколько я знаю, в других регионах такие комплексные решения до сих пор не приняты.
Что ещё влияет на приток туристов в Петербург?
Сегодня у нас появился особый повод отметить медицинский и оздоровительный туризм, так как система здравоохранения всего мира столкнулась с невиданным вызовом. А Петербург — крупнейший центр медицинского и лечебно-курортного дела, ведь санаторно-курортная сфера в России зародилось именно здесь, на Северо-Западе страны.
В Петербурге под координацией нашего комитета работает "Санкт-Петербургское агентство медицинского туризма". Сегодня агентство является управляющей организацией, ответственной за продвижение этого вида в нашем городе, "единым окном" для пациентов и организаций, работающих в этой сфере и медицинских учреждений города. Задача агентства: создание и продвижение имиджа Петербурга как центра здравоохранения высокого уровня и привлечение дополнительных туристический потоков, не зависящих от сезона.
Примечательно, что медицинский туризм пострадал меньше, чем все остальные сегменты отрасли. На федеральном уровне было решено, что с медицинскими визами можно въезжать в страну даже в период пандемии, так как здоровье ждать не будет. Благодаря этому снижение иностранного турпотока в этой сфере было менее значительным. Гости приезжали за медицинскими услугами и в прошлом, и в этом году, даже по итогам сложнейшего 2020 года зарубежные медицинские туристы потратили у нас более 500 млн рублей.