В Мурманске в четверг, 16 сентября, начали строительство морского торгового порта Лавна — комплекса перегрузки угля на западном берегу Кольского залива.
Инвестором выступает ООО "Морской торговый порт "Лавна" (входит в группу ГТЛК), генеральным подрядчиком стройки стало АО "ТЭК Мосэнерго".
Генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих подтвердил планы запуска терминала в 2023 году. К 2024-му объём перевалки угля планируют нарастить до 18 млн тонн в год. Грузовую базу в таком объёме до 2043 года взялся обеспечить Центр развития портовой инфраструктуры (АО "ЦРПИ"), с которым ООО "Морской торговый порт "Лавна" в августе нынешнего года заключило договор на перевалку угля на принципах take-or-pay.
По словам Дитриха, параллельно прорабатываются возможности организации перевалки иных видов грузов, включая контейнеры, чтобы сделать Лавну универсальным терминалом. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что в новом порту будет создано более 600 рабочих мест, а на строительстве терминала работу получат до 1,2 тыс. человек.
Порт Лавна региональные власти называют якорным элементом в реализации проекта Мурманского транспортного узла (МТУ). В настоящее время готовится к заключению контракт на корректировку проектной документации по железнодорожной инфраструктуре МТУ, уточнили в пресс-службе ГТЛК.
Для реализации проекта необходимо достроить железнодорожную ветку к станции Лавна от станции Выходной, эти работы планируется завершить к запуску терминала в эксплуатацию в 2023 году.
Объём инвестиций в проект строительства порта Лавна в 2019 году оценивался в 34 млрд рублей.
Строящийся порт под Мурманском наравне с портом в Усть-Луге глава ГТЛК Евгений Дитрих называл и в качестве возможной площадки для размещения части инфраструктуры петербургского Большого порта в случае его переноса.