Дефицит поставок тунца уже затронул петербургских оптовиков и специализированные магазины. Сетевой ретейл спасается консервами, рестораны и суши–бары опасаются кризиса.
По данным Федеральной таможенной службы, объём российского импорта тунца за первое полугодие 2021 года составил 5,6 тыс. тонн, что на 27,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как отмечает исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин, большинство рыбопродукции (в том числе тунец) импортируется через Морской порт Санкт–Петербург. По данным Северо–Западного таможенного управления, с января по июль 2021 года в Петербург ввезено из–за рубежа 5,3 тыс. тонн свежей и охлаждённой рыбы. Это на 1,7 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Зато мороженой рыбы ввезли 77,3 тыс. тонн, что на 21,4 тыс. тонн больше прошлогодних показателей. Рыбного филе и прочего мяса рыбы импортировано 14,6 тыс. тонн — на 4,1 тыс. тонн больше, чем в 2020–м. Но доля тунца в этом объёме не выделяется.
"В связи с распространением COVID–19 выловы и переработка тунца сократились, цены на сырьё возросли на азиатских рынках. И тот немногий товар, который они способны сейчас произвести, отправляется в страны с большей покупательной способностью", — анализирует ситуацию менеджер по закупкам сети магазинов "Икра и Рыба" Никита Островский. Его сеть уже остро ощутила на себе дефицит этого вида рыбы.
Аналитики компании NTech прогнозируют перебои с поставками свежей и замороженной рыбы, а также её подорожание у оптовых продавцов. Рост цен может составить 30–40 рублей за килограмм. В ретейле же перебоев с поставкой консервированного тунца не предвидится. Этот тезис подтвердили в сетевых магазинах, с пресс–службами которых пообщался "ДП". "Доля тунца в ретейле мала. Основной процент продаж приходится на консервированный. При производстве консервов используются не самые дорогие виды рыбы, и это позволяет сохранять цену на доступном уровне", — добавляют в NTech.
В зоне риска суши–бары, рестораны паназиатской кухни. Проблема в том, что заменить премиальную рыбу нечем. А спрос на неё у посетителей только увеличивается. "Особенно вырос интерес к тунцу из Шри–Ланки. У него более насыщенный, “настоящий” цвет, он не бледный, как, например, тунец китайский, — рассказал директор по закупкам italy&co Павел Хорошин. — Выводить такие блюда из меню будет очень болезненно, особенно для крупных ресторанов".
До петербургских суши–баров, с владельцами которых пообщался "ДП", дефицит пока что не докатился. "Надеюсь, не ощутим на себе сокращение импорта. Обычно, если так происходит с каким–то продуктом, скачка цен на блюда, где он используется, не избежать", — отметил совладелец сети доставки МЯТАFOOD Алексей Дорошенко.
Владелец доставки суши Waveget Владислав Рыбаков указывает, что среди начинок тунец по популярности у гостей занимает лишь пятое место. В топе — другие виды рыбы и морепродукты. "Самый ходовой — лосось, который часто заменяют форелью, далее следуют угорь и тигровая креветка. Эти начинки обеспечивают основной объём продаж", — рассказал он.