Перевозчики закупили более 500 автобусов к транспортной реформе, которая перенеслась на 2022 год. Техника к этому моменту устареет, но компании не грустят.
Изначально планировалось, что реформа стартует 15 июля 2020 года. По планам чиновников в этот день на дороги Петербурга должны были выйти порядка 2700 новых автобусов, 1800 из которых — большой вместимости, остальные — средней и малой. Основное требование к подвижному составу — он должен быть выпущен не позже 1 января 2018 года.
Когда стало понятно, что производители не успеют поставить необходимое количество автобусов, было решено разделить лоты на те, где сразу будет работать только новая техника, и те, где допустима отсрочка на год. Касалось это автобусов большой вместимости, малый и средний класс должен был быть сразу новым.
По данным "ДП", к реформе 2020 года было закуплено порядка 520 различных автобусов: среднего класса — около 410 штук, большого — порядка 90, остальные — малого. В передовиках оказалось АО "Третий парк", которое приобрело почти 250 машин, 239 из них — ПАЗы Vector Next (средний класс). Второй крупный петербургский перевозчик, холдинг "Питеравто", купил 68 автобусов: 13 таких же Vector Next, 10 МАЗов (средний класс) и 45 ЛиАЗов (большой класс).
Жалоб не поступало
Вместе с переносом транспортной реформы на июль 2022 года изменились и требования к подвижному составу: теперь он должен быть не старше 2021 года и только на газу (за исключением нескольких единиц малого класса). Ранее закупленная техника не подходит ни по каким критериям, однако перевозчики больших проблем в этом не видят.
"Требования к подвижному составу были изменены в первую очередь в части используемого топлива. Они связаны с улучшением экологии города, а также с возможностью снизить издержки за счёт разности в стоимости дизельного топлива и природного газа. Со второй половины 2020 года для всех участников рынка городских пассажирских перевозок введено единое требование — закупка подвижного состава только на экологически чистых видах топлива (электротранспорт, газомоторный), — объяснили в комитете по транспорту смену требований к подвижному составу. — Жалоб от коммерческих перевозчиков к нам не поступало. Мы не объявляли конкурсы в 2020 году, поэтому обновление подвижного состава было инициативой самих перевозчиков".
Больше всех могут быть озадачены "Третий парк" и "Питеравто", которые в транспортную реформу 2022 года вошли, получив контракты, и теперь активно закупают подходящую технику. Но всё же серьёзных причин для переживаний нет.
В области пригодится
"У “Питеравто”, на мой взгляд, проблем будет меньше всего, потому что компания крупная, с кучей филиалов. Уверен, что ЛиАЗы, которые они закупали, отправятся на маршруты Ленобласти. Свои московские микроавтобусы Ford они вполне успешно там реализуют, а комитет по транспорту этого региона спокойно меняет размер подвижного состава в реестре маршрутов.
Не удивлюсь, если та же самая история будет и с ЛиАЗами, маршрутов у “Питеравто” в Ленобласти много. Если не Ленобласть, то у них полно других вариантов", — говорит аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков.
По данным "ДП", свои автобусы, не задействованные в реформе, "Питеравто" отправит работать именно в Ленобласть, простаивать они не будут.
"Третий парк" сможет без проблем продать и дизельные ЛиАЗы, и пазики Vector Next. Последние вполне ликвидны: "свежие", с кондиционерами плюс востребованы по всей стране. К тому же далеко не все регионы предъявляют жёсткие требования к возрасту подвижного состава. Пока же эта техника у "Третьего парка" на линии.
Остальные средние и мелкие перевозчики, по словам собеседников "ДП", смогут продать свои автобусы (после того как истекут действующие контракты) либо пристроить на маршруты в других регионах, если таковые есть. Например, в "Пальмире" "ДП" сообщили, что "вся освободившаяся техника в апреле–июле 2022 года с городской маршрутной сети планируется на замену амортизированных автобусов на заказных перевозках и частично на маршрутах Ленинградской области".
Будь готов!
"С одной стороны, перевозчики покупали технику под гарантии, но с другой — у всех есть возможности её реализовать, серьёзных проблем быть не должно. Все перевозчики понимали, на что шли, пути отхода прорабатывали. В чём–то проиграют, но не сильно", — считает Булгаков.
Несколько перевозчиков подтвердили "ДП", что действительно были готовы к такому сценарию.
"Мы учитывали такой расклад. Будем продавать, тем более в регионах не хватает техники, а с учётом закупок Петербурга и Москвы заводы не справляются", — говорит представитель одной из транспортных компаний.
Некоторые собеседники "ДП" на рынке рассуждают, что Смольный мог бы и не менять требования к подвижному составу после переноса реформы на 2022 год. К этому моменту технике было бы от 3 до 5 лет, то есть она почти полностью самортизировалась бы.
"Вероятно, Комтранс смело пошёл на изменение требований к подвижному составу, поскольку преимущественно были закуплены пазики, а их перепродать нетрудно. Создавать какие–то специальные лоты под другую уже закупленную технику, ЛиАЗы “Питеравто”, например, просто смешно и странно. Сыграла, конечно, немалую роль и история со сжиженным газом и “Новатэком”", — говорит Булгаков. Считается, что эта компания лоббировала перевод транспорта на газовое топливо.
“
Перевозчики закупали подвижной состав, очевидно, не только в рамках подготовки к транспортной реформе. Помните, как происходил процесс? Там толком и понять–то сложно было, какие именно требования в итоге станут актуальными… А эксплуатирующей организации необходимо свою деятельность осуществлять постоянно. И обновление подвижного состава необходимо производить не только по указке городской администрации. Технику эту продадут или направят на работу в другой регион. Это практика довольно понятная. Другое дело, что если бы можно было обойтись без этого, это было бы лучше.
Денис Корчагин
президент союза производителей транспортного оборудования
“
Поведение Комтранса стоит расценивать с учётом того, насколько обязывающими были документы о проведении реформы в 2020 году. Или это были нормативные акты, позднее отложенные (и тогда перевозчики могут требовать возмещения убытков), или просто обещания руководителей (тогда ничего не потребуешь). В любом случае нельзя менять условия по возрасту техники — иначе возникает впечатление, что Комтранс играет на руку одним перевозчикам и ставит подножку другим (закупившим технику).
Кирилл Янков
председатель Союза пассажиров России