С января по август в повторный прокат было выпущено более трёх десятков фильмов: от Вонга Карвая и Питера Джексона до Эльдара Рязанова и Хаяо Миядзаки. Это вдвое больше, чем за все 12 месяцев доковидного 2019–го.
Идея перевыпуска фильмов, бывших на экране 10, 20 и более лет назад, практикуется давно и вполне успешно как за рубежом, так и в России. Одним из пионеров этого направления была независимая дистрибьюторская компания "Каравелла DDC", 8 лет назад запускавшая проект "Проверено временем". В пакет входили картины, которым не повезло оказаться на больших экранах отечественных кинотеатров: "Криминальное чтиво", "Ромео+Джульетта", "Эдвард Руки–ножницы" и др. В Петербурге и Москве разовые показы регулярно устраивала компания "Иноекино", сотрудники которой во главе с её создателем и руководителем Алексеем Бажиным скрупулёзно и последовательно отбирали репертуар, тщательно выстраивали стратегию работы со зрительской аудиторией в социальных сетях.
И, вероятно, так бы и продолжали развиваться в этом направлении, по факту выполняя ещё и просветительско–образовательную функцию несуществующего в нашем городе музея кино, но летом 2018 года депутаты приняли закон о прокатных удостоверениях, перечёркивающий предыдущую деятельность. Тогда Госдума решила обязать прокатчиков и фестивальных продюсеров получать разрешение на показ каждого фильма, а не пакетом, как было до этого момента. В ноябре того же года условия несколько смягчили, но на сложившееся положение дел косметические правки существенно не повлияли, поскольку отменять контроль за тем, что будет выпускаться на экраны, никто не собирался.
"Иноекино" переформатировало свою работу и вышло на более широкий рынок. Сейчас компания прокатывает старые фильмы уже в нескольких десятках российских городов. Соответствующим образом поступили и другие игроки в этом сегменте.
Свято место пусто не бывает
Ниша прокатчиков классики мирового кино, разумеется, не пустует. Петербургское "Иноекино" по–прежнему сохраняет лидерские позиции по количеству выпускаемых релизов. Причём зачастую это даже не повторные релизы, а картины, которые вообще никогда не шли в отечественном прокате, как, например, "Персона" Ингмара Бергмана (сборы — 4,8 млн рублей на 109 экранах), "Любовное настроение" Вонга Карвая (сборы — 8,7 млн рублей на 123 экранах) или "Таксист" Мартина Скорсезе (сборы — 9,5 млн рублей на 204 экранах). (Информация по размеру сборов приведена по данным "Бюллетеня кинопрокатчика". — Ред.) Однако за последние 2–3 года в этом сегменте появились новые игроки: "КароАРТ", "Искусство кино", "Пионер" и т. п. Например, в 2018–м "КароАРТ" на 12 экранах прокатывало уникальную кинонаходку — фильм "Годовщина революции", который режиссёр Дзига Вертов смонтировал из хроники первого революционного года. Посмотрели её 784 зрителя, сборы составили 269 тыс. рублей. Самым же успешным релизом этой компании стало "Зеркало" Андрея Тарковского. Картина собрала почти 2 млн рублей на 70 экранах. Ещё успешнее прошёл прокат другого фильма нашего выдающегося соотечественника — "Солярис". Его прокатывал журнал "Искусство кино", и на 49 экранах картина собрала почти 5 млн рублей. Показатели были на уровне бокс–офиса зарубежных кинолент.
Ещё один игрок — компания "Пионер" 3 года назад приобрела права на 17 фильмов Хаяо Миядзаки, Исао Такахаты и студии Ghibli. Причём часть из них вообще никогда не шла в российских кинотеатрах. Первый же релиз этого пакета — оскароносные "Унесённые призраками", — выпущенный 27 декабря 2018 года, собрал на 140 экранах 14 млн рублей. Перевыпуск, состоявшийся в этом июле, был не менее успешным: его посмотрели 53 тыс. зрителей, принеся в кассу 12 млн рублей.
При этом стоит отметить следующее: советской классике вроде фильмов Марлена Хуциева, Элема Климова, Эльдара Рязанова, Василия Шукшина пока не удаётся серьёзно конкурировать с классикой американской или европейской. Связано это, вероятно, с тем, что кинокартины отечественных режиссёров периодически показывают на разных телеканалах и необходимо время, чтобы приучить зрителей к тому, что всё изначально снималось для большого экрана и смотреть надо именно в таком формате.
Бум или не бум
Помимо ностальгических чувств, которые наверняка испытывает часть аудитории, идущая на "Ассу" и "Калину красную", "На последнем дыхании" и "Таксиста", есть ещё и другие мотивы. Например, возможность оказаться не среди случайно зашедших в зал людей, а в определённом смысле единомышленников. Публика, которая приходит на сеансы старого кино, как правило, подготовлена к просмотру. Многими движет желание увидеть фильмы Линча, Формана, Бойла, фон Триера на большом экране, для которого они и предназначались. Тем более что в этом случае открывается масса нюансов, при просмотре на десктопе или даже большой плазме не так уловимых. Возрастная "вилка" зрительской аудитории таких фильмов очень большая — от 20–летних до 60+. И все без исключения прокатчики сходятся во мнении: выросло уже не одно поколение, не видевшее эти картины в аутентичной обстановке и активно отзывающееся на такие предложения.
Тем не менее объяснить нынешний всплеск в прокате только тоской по старому ламповому кино, желанием перенестись в те времена, когда деревья были большими, трава — зеленее, солнце светило ярче, обнаружить новые смыслы благодаря изменившемуся и расширившемуся контексту в фильмах Миядзаки, Тарковского или Формана и пережить новый зрительский опыт недостаточно. Есть и более прагматичные факторы.
Руководитель компании "Иноекино" Алексей Бажин считает, что росту релизов в кинотеатральной сетке этого года есть два объяснения. "В 2019 году классику мирового кинематографа и культовое кино активно и регулярно выпускала в кинопрокат только наша компания. Поэтому и релизов было меньше. В текущем году отчётливо проявился дефицит качественных новых фильмов, при этом мы продолжили успешно развивать наше направление, так что логично, что несколько других кинопрокатных компаний предприняли попытку зайти на эту территорию, которую мы несколько лет назад открыли и облагородили, — так прокомментировал Бажин ситуацию этого киногода. — У кого–то получилось достойно, у кого–то плохо. Тут же важно не просто выпустить фильм (хотя это тоже задача всегда непростая, если мы говорим о хорошем охвате городов и кинотеатров), а выстроить какую–то концепцию и стратегию работы с ним и с аудиторией. Касательно перспектив этого направления могу говорить только за нашу компанию. Многое будет зависеть от кинорынка в целом. И от прочих тенденций в кинопрокате".