Высокий осенний сезон для фитнес-отрасли в этом году станет провальным. Неплохие показатели индустрии в сентябре, когда отставание в продажах по сравнению с доковидным сентябрем 2019-го в целом по стране составило 7-9%, смело волной QR-ограничений. Даже информация о вводе кодов приводит к обрушению продаж и массовым возвратам, констатируют опрошенные "ДП" игроки.
Дальнейшее повсеместное введение QR-кодов в регионах, считают эксперты, отбросит отрасль к банкротствам и стагнации. Не рассчитывая на материальную помощь от государства, фитнес-сообщество тем не менее надеется убедить власти прийти к компромиссу.
Национальное фитнес-сообщество (НФС) ранее направило главам нескольких российских регионов письма (копии есть в распоряжении "ДП") с просьбой остановить введение QR-кодов для посещения фитнес-клубов, поскольку это приведёт к банкротству многих игроков отрасли. Обращения направлены руководству Башкирии, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Калининградской областей, Хакасии и Пермского края. В этих субъектах РФ уже введены или проанонсированы ограничительные меры в виде QR-кодов в фитнес-клубах. По мнению НФС, данные меры являются "чрезмерными и сокрушительными для бизнеса" и "катализатором к банкротству предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг". Они приведут к сокращению занятых в отрасли, неплатёжеспособности по налоговым обязательствам, а следовательно, и поступлений в бюджет, считают в НФС.
Аналогичное обращение 19 октября было направлено губернатору Петербурга Александру Беглову. При невозможности отмены QR-кодов бизнес просит обеспечить отрасль компенсационными мерами поддержки, которые позитивно зарекомендовали себя в 2020-м году.
В своих письмах фитнес-сообщество ссылается на опыт Москвы, где введение QR-кодов в сфере общественного питания на 3 недели летом 2021-го стало "крушением бизнеса для 190 ресторанов, которые потеряли 95% выручки и не смогли сохранить свой бизнес". НФС напоминает, что фитнес-отрасль является "помощником в борьбе с пандемией", чья работа направлена "на оздоровление граждан и повышение иммунитета", а с учётом предпринимаемых мер по предотвращению распространения COVID-19 (обработки спецсредствами поверхностей на территории клубов, социального дистанцирования, масочного режима, бактерицидных рециркуляторов, высокой кратности воздухообмена и т.д.) и выполнения в полном объёме рекомендаций Роспотребнадзора, территорию фитнес-клубов можно "расценивать, как наиболее благоприятную".
Локдаун, только хуже
"Трудно предполагать, что фитнес-клубы самое загрязнённое место, куда ходят заболевшие. Наши клиенты заботятся о своём здоровье, кроме того, по методическим рекомендациям Роспотребнадзора мы замеряем температуру и т.д., выявляем тех, кто неважно себя чувствует. Введение QR-кодов в фитнес-клубах ну никак не замотивирует людей прививаться", — делится президент НКО "Союз операторов фитнес-индустрии Свердловской области", общественный помощник уполномоченного по правам предпринимателей в Свердловской области, генеральный директор федеральной сети фитнес-клубов Drive Fitness Роман Вальчук. Он в начале октября от Союза операторов фитнес-индустрии Свердловской области отправил на имя губернатора Евгения Куйбышева письмо, в котором убеждает его отказаться от введения кодов. По оценкам НФС, только в одном Екатеринбурге убытки отрасли с введением QR-режима (его намерены ввести с 1 декабря 2021) составят 200 млн рублей ежемесячно.
"Это хуже, чем локдаун. QR-коды ввели, а никаких поддерживающих мер нет", — оценивает ситуацию Роман Вальчук.
Письма от фитнес-сообщества направлены и губернатору Пермского края: там, по словам Романа Вальчука, с введением QR-кодов продажи обрушились на 65% до уровня вакцинируемых (35%). Потери фитнес-индустрии в Пермском крае, где QR-коды введены с 4 октября, оцениваются НФС в 50-100 млн рублей в месяц, а возвраты денежных средств за клубные карты и дополнительные услуги могут составить до 200 млн рублей в месяц.
Возвраты — отдельная головная боль фитнес-отрасли. Из-за отсутствия доступных кредитов (отрасль не могла предоставить банкам внятное обеспечение — из 6 млн м2, которые занимали фитнес-объекты до пандемии — почти 80% в коммерческой аренде, а оборудование банки не готовы рассматривать в качестве залога) бизнес-модель фитнес-индустрии традиционно держалась на предпродаже длинных абонементов. Полученные от предпродажи деньги позволяли отрасли развиваться, а клиентам — ходить в зал по дешёвым абонементам. Но с начала пандемии многие из них задумались о возврате средств: количество обращений клиентов за возвратом средств выросло в разы. Ассоциация операторов фитнес-индустрии России оценивала общий объем авансов в отрасли в 70 млрд рублей — это практически половина оборота всей отрасли за допандемийный 2019, который составлял 167 млрд рублей. Весь прошлый год отрасль говорила о необходимости введения моратория на возвраты, и даже пыталась при активной поддержке главного бизнес-омбудсмена страны Бориса Титова его пролоббировать.
"Как только появилась информация в регионе о намерении руководства Оренбургской области ввести QR-коды, сразу же пошла волна вопросов от клиентов, которые пришлось отрабатывать в соцсетях, мы столкнулись с тем, что клиенты стали писать заявления на возврат средств, на приостановку действия абонементов. Нам удалось сгладить ситуацию, но после всего этого на фоне роста заболеваемости очень изменились продажи: люди не планируют больше покупать карты на год-полгода, теперь приобретают на месяц-три максимум. Доля длинных абонементов значительно сократилась. Мы ожидали в сентябре роста продаж, поскольку это высокий сезон, но ничего такого не произошло, в октябре роста тоже не последовало, мы сейчас балансируем на точке безубыточности", — рассказывает владелец сети фитнес-клубов "Броско" Сергей Игохин. Он считает необходимым в текущих условиях оказание отрасли господдержки в виде субсидий, уменьшения социальных налогов, введения дешёвых безвозвратных абонементов по аналогии с авиаотраслью.
По словам главы НФС Елены Силиной, необходимо внедрить компенсационные меры поддержки, которые позитивно зарекомендовали себя в начале пандемии 2020 году: субсидии, кредитование под 2% годовых для сохранения занятости. Также НФС просит рассмотреть возможность снижения социальных налогов и взносов для субъектов фитнес-бизнеса, оказать госпомощь арендодателям, предоставляющим скидку на аренду фитнес-клубам, включить услуги фитнеса в полисы ДМС и запустить программы кешбэка по аналогии с туристической отраслью.
Помощи нет, и не будет
Ситуация будет не из лёгких, соглашается основатель сети фитнес-клубов Fitness House, лидера петербургского рынка Алексей Фурсов: "Фитнес-клубы уйдут в минус и начнут генерировать долги по арендным и коммунальным платежам". Помощи от государства он не ожидает: "Её нет, и не будет". Скепсис понятен: даже в первый год пандемии на все спортивно-оздоровительные организации страны было выделено всего 1,5 млрд рублей госпомощи, при том, что фитнес просил госпомощи на 40 млрд рублей. Поэтому отрасль сосредоточена на том, чтобы убедить власти принять решения, которые не уничтожат отрасль.
В письме губернатору Калининградской области Антону Алиханову НФС называет решение о допуске в фитнес-клубы по QR-кодам с 1 ноября 2021 чрезмерным и невыполнимым, которое повлечёт за собой закрытие минимум 50% игроков калининградского фитнес-рынка. В регионе, по оценке НФС, продажи фитнес-клубов в регионе уже упали на 35%.
В Самарской области, где после просьб представителей фитнес-отрасли посещение фитнес-центров с использованием QR-кодов перенесли с 11 на 18 октября, на фоне подготовки к QR-кодам продажи сократились на 50%.
Сергей Игохин не верит в эффективность введения QR-кодов в качестве механизма снижения заражения: "Я посмотрел данные Астраханской области — как были темпы распространения инфекции в фазе роста, так и остаются". Фитнес в Астраханской области, где с 23 июля по 8 августа в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки фитнес-залы были закрыты, а с 8 августа для их посещения необходим отрицательный ПЦР-тест или QR-код, уже потерял около 51 млн рублей, падение продаж в сентябре составило 65%.
Все опрошенные "ДП" игроки рынка считают, что введение QR-кодов не будет способствовать увеличению числа вакцинируемых, и в свою очередь предлагают более эффективные меры по мотивации населения: бонусы и подарки вакцинированным, открытие совместных пунктов вакцинации, просветительская деятельность фитнеса и медицины. "Выход в разумном решении властей и взвешенных совместных действиях", — уверена Елена Силина.
"Мы готовы в свою очередь вакцинировать до 100% сотрудников и предлагаем рассмотреть мотивирующие действия, а не ограничивающие: розыгрыши, фонд можно создать, который будет существовать за счёт взносов предпринимателей — поверьте, это дешевле, чем банкротство", — резюмирует Роман Вальчук.