"ДП" решил узнать, зачем они это делают, сколько тратят и какого эффекта добиваются.
Акселераторы принято делить по типу учредителя на частные, государственные, университетские и корпоративные. Последних появляется всё больше: цифровизация заставляет компании из самых разных отраслей — от ретейла до металлургии и тяжёлого машиностроения — искать инструменты для трансформации и конкурентной борьбы.
Как следствие — появляется много новых акселерационных программ. Они помогают бизнесу запускать новые направления, выходить на смежные рынки, находить способы для оптимизации уже существующих продуктов, технологий и процессов.
Ниши и количество
Одним из первых корпоративных акселераторов в Петербурге стала программа Кировского завода, запущенная в 2018 году, до этого индустриальных акселерационных программ в городе не было. Сейчас здесь действует около 10 корпоративных акселераторов, среди них программы от "Газпром нефти" и "Силовых машин".
"В России корпоративных акселераторов, которые так или иначе заявляют о своём существовании, около 50. Ещё есть примерно 15–20, которые позиционируют себя по–другому либо не стремятся быть на виду, но фактически решают аналогичные корпоративным акселераторам задачи", — говорит Дмитрий Поляков, заместитель руководителя фонда Softline Venture Partners.
Так, свой акселератор есть у "Сбера", РЖД, ВТБ, "Сибура", "Ростелекома", "Лукойла", "Газпрома", "Контура", МТС, КамАЗа, "PepsiCo Россия", "Лаборатории Касперского", Трубной металлургической компании, "Крока", "Росатома", "Магнита", "Северстали" и других компаний. Всего же в мире, по данным исследования Hackernoon и International Business Innovation Association, работает более 7 тыс. акселераторов.