Ликвидация к 2023 году института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) может лишить бюджет Петербурга до 20 млрд рублей ежегодных поступлений в виде налога на прибыль.
В Госдуме вновь вспомнили о существовании в стране КГН: на неделе в ходе предварительных обсуждений бюджета на 2022 год зазвучали призывы его ликвидировать. Думский спикер Вячеслав Володин посетовал, что после принятия закона о КГН у регионов "многие большие доходы ушли на федеральный уровень, и это необходимо компенсировать".
Ещё дальше пошёл председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. "Консолидированная группа налогоплательщиков должна прекратить это издевательство над страной", — сказал он.
Предполагается, что будет внесён законопроект, который отменит положения о группах в Налоговом кодексе, пока звучит дата 1 января 2023 года. Доходная часть бюджетов Петербурга и Ленобласти столкнётся с риском сокращения, так как компании начнут платить по месту своей регистрации.
Перезрелое решение
Институт КГН как пилотный проект появился в налоговой системе РФ в 2012 году. КГН — добровольное объединение взаимосвязанных организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. Режим КГН позволяет суммировать прибыли и убытки таким образом, что при налогообложении получается выгода. КГН созданы почти всеми крупнейшими российскими холдингами — "Газпромом", "Роснефтью", "Лукойлом", "Северсталью" и т. п.
С 2016 года правительство ввело мораторий, запретив появление новых групп и внесение изменений в составы уже действующих. Оказалось, что придуманная схема оптимизации нагрузки в виде перераспределения налогов на прибыль между юрлицами одной группы привела к резкому падению доходов региональных бюджетов.
Чиновники взяли время на детальное изучение механизма, чтобы предложить изменения и устранить перекосы: в Петербурге, например, за первый год действия КГН налоговые платежи от крупнейших нефтегазовых компаний сократились на 27 млрд рублей, или в 5 раз (в 2011 году они обеспечили 8% доходов бюджета, в 2012–м — 1%). Но вскоре ситуация с наполнением бюджета была исправлена переездом в город других крупных компаний.
Несмотря на мораторий, КГН могло быть больше, если бы не жёсткие требования: совокупная уплаченная сумма налогов группы за предшествующий год должна превышать 10 млрд рублей, суммарный объём выручки — 100 млрд рублей, стоимость активов всех участников — более 300 млрд рублей. Таких компаний в стране оказалось не так много.
Первая мысль о том, что КГН не оправдали ожидания, прозвучала ещё в 2018 году из уст тогдашнего главы правительства Дмитрия Медведева. Оказалось, что идея финансовой помощи регионам в качестве наполнения их бюджетов за счёт перераспределения налоговых платежей из столиц, в которых и зарегистрированы головные компании крупнейших холдингов, проходит не так идеально (до появления КГН до 35% совокупного налога на прибыль получали Москва и Петербург).
Регионы столкнулись с трудностями в прогнозировании доходов и с резким сокращением поступлений — компании из КГН, зарегистрированные на их территории, стали работать в убыток. Плюс оказалось, что в некоторых регионах ставка налога на прибыль могла оказаться ниже, чем в соседнем, — это приводило к перемещениям юрлиц.
К слову, в бюджет Ленобласти компании из КГН платят налог на прибыль по ставке 14% (традиционный бизнес при этом перечисляет 17%). Доступных публичных данных о размере ставки по Петербургу нет.
После публикации доклада Счётной палаты судьба КГН, казалось, была предрешена: аудиторы пришли к однозначным выводам, что за 5 лет существования института в 2 раза сократилось поступление налога на прибыль от крупнейшего бизнеса во все бюджеты — в федеральный и региональные. Но и после этого механизм КГН продолжал действовать: взять на себя смелость отменить его никто не решался.