Российские власти дадут бой контрафакту в автопроме

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Правительство утвердило комплекс мероприятий по борьбе с контрафактом в промышленности на срок до 2025 года.

В числе приоритетных отраслей, над которыми власти хотят усилить контроль, — автомобилестроение. Новый план мероприятий по борьбе с контрафактом принят под федеральную стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (её правительство утвердило в феврале). Одно из направлений нового документа — разработка поправок в законы, которые ужесточат ответственность за производство, хранение и сбыт контрафакта.
Как и предлагал Минпромторг, изымать будут также оборудование, на котором произвели товар, и автомобили, на которых его перевозили. Обсуждается и создание базы недобросовестных производителей, импортёров, поставщиков и продавцов. Упоминается в документе и развитие обязательной маркировки. "Прежде всего надо развивать систему маркировки и прослеживаемости товаров, внедрять комплексный мониторинг во всех отраслях промышленности, подготовить качественные прогнозы развития ситуации на теневых рынках", — сказал Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице–премьерами 25 октября.
Действительно, в последние годы федеральные власти считают обязательную маркировку одним из способов борьбы с контрафактом во всех отраслях. Оператор единой системы цифровой маркировки, получившей название "Честный знак", — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
В области автопрома этот проект уже прошёл пилотную стадию: обязательную маркировку ввели с 1 декабря 2020 года, правда, пока только для автомобильных шин. В российском представительстве финского автоконцерна Nokian Tyres, чей завод расположен в Ленинградской области, воздержались от оценки эффективности маркировки. В ЦРПТ же полагают, что это эффективный инструмент для борьбы с контрафактом. "По различным экспертным оценкам, годовой объём рынка составлял 60–70 млн шин. За неполные 11 месяцев в России в оборот было введено более 78 млн шин без учёта остатков", — сообщили в пресс-службе ЦРПТ.
Таким образом, ещё до завершения "высокого" (осеннего) сезона реальный объём рынка оказался на 11% выше самых смелых оценок экспертов. И к 1 декабря, когда исполнится год с момента введения маркировки, эта цифра будет ещё выше, полагают в ЦРПТ. Эти данные демонстрируют процесс "обеления" шинной отрасли, резюмируют в центре.
Если говорить об экономических последствиях, то, по подсчётам НИУ ВШЭ, эффект для государства оценивается в "шинном" сегменте в 1,1 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет.
По оценке BrandMonitor, в 2020 году россияне потратили не менее 27 млрд рублей на неоригинальные запчасти для автомобилей. Это около 2,4% общего рынка автозапчастей. Однако в текущем году эти цифры могут и вырасти, ведь к экономии на контрафакте (по разным оценкам, до 30% от стоимости) добавился дефицит автозапчастей и комплектующих на рынке.
С юридической точки зрения контрафакт — это нелегальный ввоз продукции в страну или нелегальное использование известной марки. Власти могут привлечь нарушителей к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, правообладатель может взыскать денежную компенсацию до 5 млн рублей за незаконное использование своего товарного знака.
Использование таких деталей может быть и причиной дорожно-транспортных происшествий. За первые 9 месяцев текущего года доля ДТП из-за технической неисправности транспортных средств составила около 5,9%, подсчитали в Научном центре безопасности дорожного движения МВД. При этом эксперты отметили рост их количества на 1,5% (5650 в январе–сентябре), погибших — на 7,8% (882), раненых — на 1% (7645). Такие происшествия характеризуются достаточно высоким показателем тяжести последствий, отмечают эксперты Научного центра БДД. В числе основных неисправностей они называют самопальный тюнинг, установку неправильных или "лысых" шин, неработающие фары.
Объём контрафактного товара сегодня гораздо ниже, чем 10 лет назад, но в последние годы этот рынок не сокращается и находится приблизительно на одном и том же уровне, говорит управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский. По его оценке, в автопроме чаще всего подделывают механические запчасти, а также технические жидкости. "Причём если контрафактные детали в основном приходят из-за рубежа, то технические жидкости производятся на территории России", — говорит Владислав Варшавский. Электронику тоже подделывают, но не самые сложные приборы и узлы, добавляет он.
"Основной способ сократить объём контрафакта — установить жёсткий контроль прежде всего за интернет-магазинами, через которые контрафактный товар вводят в оборот. В отношении импорта достаточно таможенного контроля за наиболее подделываемыми товарами", — полагает Владислав Варшавский.
Контрафактной может быть любая продукция, но чаще подделывают товары, наиболее востребованные при ремонте автомобилей, отмечает начальник управления по работе с вендорами ПАО "СК "Росгосстрах" Андрей Парыгин. Например, технические жидкости (такие как масло и антифриз), а также запчасти для проведения слесарного обслуживания (воздушные и масляные фильтры, тормозные колодки, автолампы, части подвески).
При этом при ремонте автомобилей по страховке контрафакт попадается крайне редко, добавляет Парыгин. Страховые компании, заключая контракт со станцией технического обслуживания, тщательно проверяют её контрагентов, поясняет он. "Усиление контроля со стороны государства, безусловно, будет полезной мерой", — полагает эксперт. И добавляет, что производителям "оригиналов" следует и самим модернизировать защиту от контрафакта. Например, обновлять упаковки, изготавливать защитные цветографические голограммы, цифровую маркировку товара, наносить на продукцию товарные знаки с усиленной защитой.
В пресс-службе российского завода Hyundai ("Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус") сообщили, что работают напрямую с официальными производителями автокомпонентов и не сталкиваются с проблемой контрафактной продукции. В компании "Хендэ Мотор СНГ", которая работает с дилерами, воздержались от комментариев. Обсуждать эту тему публично не захотели также другие автозаводы, производители автокомпонентов, станции техобслуживания и автодилеры, опрошенные "ДП".