Смольный анонсировал появление технологической политики до 2025 года.
Промышленный блок администрации Петербурга намерен разработать технологическую политику города на период до 2025 года. В ней объединят перспективные технологии, которые сейчас разрабатываются в вузах и на предприятиях и которые можно будет применить на производстве. Об этом рассказал Кирилл Соловейчик, председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), в ходе XIV Петербургского международного инновационного форума.
"Если мы хотим сделать серьёзный шаг вперёд, нужно поговорить про технологическую политику Петербурга. Это те нити, которые формируют продукт, которые должны стать основой продуктов будущего, — отметил Кирилл Соловейчик. — Это миф, что сейчас, как раньше, все центры разработок существуют в вузах. У нас их уже очень много и на промышленных предприятиях, так что они также стали источниками новых технологий".
С помощью нового документа власти смогут "предметнее работать с промышленниками", добавил он. Разработчики технологий смогут находить заказчиков, а крупные предприятия — становиться более инновационными и выпускать более технологичные продукты, пояснил глава КППИТ.
В 2021 году в Смольном утвердили промышленную политику города на период до 2025 года. По подсчётам профильного комитета, к этому сроку при государственной поддержке в 28,8 млрд рублей будет получено 320 млрд частных инвестиций в развитие предприятий. В следующем году глава КППИТ намерен разобраться в структуре выручки промышленных компаний и перейти к их поддержке. "Нужно стимулировать рост объёмов производства и объёмов сбыта наших предприятий, что пока делается, но точечно", — подчеркнул Кирилл Соловейчик.
По его мнению, промышленники должны поставить цель наращивать продажи, а комитет будет стимулировать это, помогая найти новые рынки сбыта. Они особенно требуются тем, кто вложился в модернизацию производства и начал выпускать более технологичную продукцию, полагает чиновник.
Ещё одна больная тема, на которой планирует сконцентрироваться промышленный блок Смольного, — кадровый голод. "С кадрами становится всё хуже: наблюдается дефицит, и по всему спектру подготовки мы должны чётко отработать", — сказал Кирилл Соловейчик. Он добавил, что этот вопрос власти уже обсуждали с Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК), с "Силовыми машинами" и с Кировским заводом. "Мы объединимся с другими комитетами и, надеюсь, за следующий год эту ситуацию переломим", — отметил Кирилл Соловейчик.
"Рынок труда изменился навсегда. Доля затрат на персонал в валовом региональном продукте, в произведённой продукции будет стремиться к общеевропейским", — полагает Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга.
В качестве примера он привёл Москву, власти которой, чтобы "закрыть" кадровую потребность в строительстве, по сути открыли границы с Таджикистаном и с Узбекистаном. "Но не закрыли потребность. Дыра — всё равно 40%", — замечает чиновник. После этого власти Москвы озвучили новое политическое решение: в течение 2–3 лет избавиться от мигрантов на стройке. "То есть повысить производительность труда примерно в 3 раза за 3 года", — уточняет Дмитрий Чернейко.
По оценкам комитета, сегодня в Петербурге работают примерно 1 млн приезжих, в том числе 400 тыс. иностранцев. В Москве зарубежных работников гораздо больше, около 2 млн.
"Другого варианта решения кадровой проблемы, кроме как повышать производительность труда и вести постоянную переподготовку, нет. И уже никогда не будет. Это не лозунг, а итог изучения рынка", — подчеркнул Дмитрий Чернейко.
В качестве примера кадрового голода в промышленности Петербурга он привёл только что переехавшую из Москвы ОСК. "Начинают говорить: 2 тыс. человек в первую очередь требуется навскидку, а если серьёзно, нам требуется 5 тыс.", — рассказал чиновник со ссылкой на руководство корпорации. Однако, если повысить производительность труда и улучшить кадровую логистику внутри корпорации, спрос удастся снизить, полагает он.
Вместе с тем город готов работать и с ОСК, и с другими крупными промышленниками, заверяет Чернейко. С промышленным блоком Смольного планируется выстроить комбинацию того, как быстро переподготовить значительное число петербуржцев. В городской казне деньги на это есть, финансировать подобные проекты готов и Фонд развития промышленности.
Самая "тяжёлая" категория — горожане старше 45 лет, полагает чиновник. "Им до пенсии 20 лет, и за это время им надо приобрести пять–шесть новых компетенций", — говорит Дмитрий Чернейко.
Для развития производств сегодня необходимы как системные меры, так и индивидуальный подход со стороны властей, полагает директор по внешним связям "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Виктор Васильев. По его мнению, городу было бы полезно создать базу предприятий, на которых возможно размещение автомобильных производств.
"Это тот вопрос, который иностранные инвесторы задают в первую очередь. А пока такой базы нет", — отметил он.