Отечественный рынок растительных продуктов растёт вместе с мировым. Драйвером выступает альтернативное молоко. Впрочем, некоторые гурманы уже распробовали и другую пока что считающуюся экзотической еду.
Российский рынок растительного мяса по итогам 2021 года может вырасти вдвое. В прошлом году его объём был оценён Deloitte в 2,6 млрд рублей. С тех пор торговые сети и крупные сервисы доставки расширили ассортиментную линейку минимум на 30–50%. Ретейлеры отмечают, что потребители заинтересованы в такой продукции: некоторые из побуждений потреблять только здоровую пищу, другие просто для того, чтобы внести разнообразие в рацион.
Рынок альтернативного мяса растёт во всем мире. По оценке "Лаборатории трендов", по итогам этого года его объём может достичь $3,6 млрд, в 2022–м — $4,3 млрд, а к 2025–му — $6,9 млрд. Среднегодовой темп роста составляет 17,5%.
"На отечественном рынке успех растительного мяса будет зависеть от инвестиций в маркетинг — формирования спроса на продукт, разъяснения его свойств и популяризации новой товарной категории. Производители, которые уже освоили этот продукт, смогут закрепить за собой статус новатора, а это важный информационный повод и дополнительные бонусы к бренд–капиталу компании", — уверена генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отмечает, что ключевые российские производители растительного мяса находятся в Белгородской и Московской областях. В Петербурге на этом рынке работает компания "Митлесс". Кроме того, в 2020 году группа "Эфко" запустила первую линию мощностью 8 тыс. тонн.
Ключевая сложность налаживания такого производства в России состоит в обеспечении необходимых исследований и разработок, а также наличии специалистов в области глубокой переработки растительного сырья. Марина Петрова добавляет, что важным моментом является зависимость от импортных ингредиентов, в частности горохового протеина: "На сегодняшний день себестоимость производства растительного мяса достаточно высока. Но в перспективе, с увеличением популярности и ростом потребления, она будет снижаться".
CEO московской компании Welldone Александр Киселёв рассказал "ДП", что основная трудность лежит скорее в области разработки. Создание сложных ингредиентов, таких как текстурированные белки, стабилизационные системы, вкусоароматические композиции, требует большой научной и экспериментальной работы.
При этом торговые сети заинтересованы в развитии и повышении конкурентоспособности ассортимента. "Новинки помогают привлекать новую аудиторию. За прошедший год растительное мясо перестало быть чем–то экзотическим и стало частью нормального ассортимента, представленного в магазинах крупнейших сетей", — отмечает Киселёв.
Представители производителя растительных альтернатив мясным продуктам Greenwise отмечают, что рост спроса напрямую связан с увеличением представленности такой продукции в федеральных сетях, повышением её доступности с точки зрения как цены, так и удобства приобретения.
"Потенциал у этой продукции высок, особенно оценивая примеры зарубежных рынков. Мы находимся ещё только на начальной стадии развития. Важно сказать, что не все сети готовы активно вводить такие продукты. Это обусловлено тем, что не каждый ретейлер обладает профильной для данной продукции целевой аудиторией", — говорят в Greenwise.
Александр Киселёв добавляет, что ещё год назад растительное мясо было практически нереально купить даже в Москве. Сегодня же оно представлено в большинстве гипермаркетов, многих супермаркетах, ЗОЖ–, эко–, веганских магазинах, а также крупнейших службах доставки продуктов.
Руководитель фермерского и ремесленного направления сети "Азбука вкуса" Дмитрий Илюкевич подтверждает, что количество SKU в этой категории увеличилось в 2–3 раза. Это позволяет покупателям выбрать наиболее подходящий по вкусу продукт. "Мы заинтересованы в перспективных и инновационных продуктах питания на основе альтернатив мясному сырью. На данный момент объём рынка составляет порядка 0,6–1% от рынка мяса животного происхождения", — говорит он.
На этом фоне в России до сих пор остаётся практически не занята ниша растительной рыбной продукции. Хотя в "Азбуке вкуса" начали тестировать это направление: на полках появилось веганское "филе лосося". В сети "ВкусВилл" в настоящий момент находятся в поисках подходящих производителей. Предложений по продуктам категории "не мясо" намного больше, замечают в компании.
Продакт–менеджер Green Fish Agama Валерия Ястина согласна, что сейчас в России сегмент альтернативной рыбы почти не развит.
"Потенциал роста растительных сегментов высокий. По данным исследования Eatingbetter (2021), до 30% потребителей готовы включить в свой ежедневный рацион растительные альтернативы. Ключевыми критериями для выбора таких продуктов будут качество и вкус", — говорит она.
В ГК "Агама" относительно недавно начали производить растительные альтернативы рыбе. Ровно год назад на полках магазинов появился первый продукт — альтернативный лосось. За год ассортимент расширили до восьми SKU. Главным образом за счёт того, что добавили готовые к употреблению блюда.
Валерия Ястина отмечает, что из нишевой категории веганской и вегетарианской еды растительные альтернативы всё больше расходятся в широкие массы потребителей, которые придерживаются принципов здорового питания и хотели бы заменить в своём повседневном рационе белок животного происхождения, но готовы пойти на это только без вкусового компромисса.
В компании "Самокат" отмечают, что только за последний месяц спрос на растительную продукцию в Петербурге увеличился на 30%. Правда, пока самые востребованные продукты у петербуржцев — это десерты на растительной основе, растительное молоко и йогурты.
Во "ВкусВилле" категория также активно развивается: от покупателей есть большой запрос на расширение линейки для веганства в целом. Уже давно сформировался устойчивый рынок растительного молока.
Участники рынка отмечают, что на реализацию альтернативной продукции значительное влияние оказывает фактор сезонности спроса. Пик продаж традиционно приходится на периоды религиозных постов (в первую очередь православных). Соответственно, в это время в торговых сетях кратно увеличивается ассортимент растительных аналогов мяса и молока.
Елена Пономарёва добавляет: несмотря на то что количество производителей в мире растёт, рынок пока очень и очень маленький. В США, например, на растительное мясо приходится всего 1% от общего объёма продаж мясных продуктов. Как и российский, американский рынок растительной продукции активно растёт, но главным образом за счёт растительного молока.