Российский рынок знаком с BNPL-сервисами недолго. В 2021 году первым такой инструмент интернет-магазинам предложил "Тинькофф", запустив сервис "Долями". Сегмент быстро растёт. Разбираемся в причинах.
За границей формат BNPL известен давно. Зарубежные сервисы предлагают разное соотношение сроков и расчётов за покупку. Вариантов реализации сотрудничества сервиса и ретейлера тоже несколько. Однако смысл один: потребитель получает возможность заплатить за товар частями, без процентов, без заключения кредитного договора и обращения в банк за одобрением сделки, с простым процессом регистрации, с оплатой по прозрачной схеме.
По данным исследовательской компании Grand View Research, в ближайшие 7 лет объём мирового рынка BNPL-сервисов будет расти в среднем на 22,4% в год и к 2028 году достигнет $20,40 млрд. В 2020-м показатель составил $4,07 млрд. Согласно отчёту консалтингового агентства Kaleido Intelligence, инвестиции в европейские компании, являющиеся игроками рынка BNPL, в 2020 году выросли на 118% год к году и составили 1,08 млрд евро. В I квартале 2021 года уже было привлечено более 930 млн евро. Тренд охватывает всё больше рынков, появляется всё больше игроков.
“
СПРАВКА: BNPL (buy now pay later — "купи сейчас — плати позже") — это сервис для покупки товаров и услуг, когда их стоимость выплачивается равными частями в течение 1–2 месяцев, без комиссий и процентов. Клиент не заключает кредитный договор. При оплате покупки в течение определённого срока никакие дополнительные сборы не взимаются.
Условия созданы
Одной из основных причин повышенного интереса к BNPL-сервисам, по мнению специалистов, является взрывной рост e-commerce: платёжный инструмент оказался весьма своевременным решением для многих интернет-магазинов. Экономическая ситуация также стала вполне очевидным объяснением популярности сервиса среди покупателей: по данным Росстата, в 2021-м реальные располагаемые доходы россиян вновь начали расти (на 4,1% за 9 месяцев 2021-го в сравнении с аналогичным периодом 2020-го) после снижения годом ранее — и стартовал период активных трат, говорят аналитики.
При этом "скидки" и "доступные цены" по-прежнему являются одними из важнейших критериев при выборе интернет-магазина, сообщает исследование Deloitte. И очевидная причина растущей популярности BNPL-сервисов в том, что оплата долями позволяет потребителям выбрать не один товар, на который хватает денег, а несколько или сделать более дорогостоящую покупку — и при этом не переплачивать. Согласно результатам опроса, проведённого компанией RFi Group, почти половина респондентов объяснила свое решение оплатить товар частями желанием сэкономить.
Психологический аспект также играет свою роль. По мнению экспертов, оплата долями помогает покупателю легче расставаться с деньгами. Одновременно создаётся позитивный потребительский опыт: человек получает желаемую вещь по стоимости, которую он считает оптимальной.
Немаловажным фактором стали меняющиеся привычки потребителя и повышение значимости собственного комфорта. Речь в том числе о запросе на "упрощение" большинства процессов: как рутинных, так и онлайн-шопинга. BNPL-сервисы предлагают более удобные условия получения финансирования, чем использование кредита или кредитной карты, — простой процесс регистрации, мгновенное согласование сделки. К тому же в дальнейшем не требуется контролировать срок оплаты и самостоятельно совершать дополнительные транзакции, так как списание средств — "очередной доли" — производится автоматически каждые 2 недели. Повышается и скорость обслуживания, что также немаловажно для современного потребителя. По последним данным, которые приводит в своём исследовании BNPL-рынка американская компания Mercator Advisory Group, если финансовое учреждение не может открыть новый счёт или одобрить заявку на заём менее чем за 5 минут, вероятность отказа клиента от этой операции вырастает до 60%.
А кроме того, инструмент является новым для рынка — с ним нет негативных ассоциаций.
Современный подход
Сервисы "купи сейчас — плати позже" больше всего пришлись по душе двум категориям покупателей: миллениалам и поколению Z. Им нравятся доступность инструмента, а также уверенность в собственной выгоде. Эксперты называют ещё одну причину — среди молодёжи большой процент тех, кто отказывается использовать какие-либо кредитные продукты.
Ещё одной "отзывчивой" на тренд аудиторией стали любители импульсивных покупок. В их случае на всё приглянувшееся сложно заложить средства в бюджете, поэтому оплата частями является неким спасательным кругом. Как и для тех, чей уровень дохода не позволяет совершить приобретение "в моменте" или этому препятствует количество доступных денежных средств.
Судя по всему, спонтанные приобретения наиболее характерны для индустрии моды. По крайней мере BNPL-сервисы широко востребованы среди магазинов, продающих одежду и косметические средства. Аналитики также отмечают, что значительную долю в общем объёме продаж с использованием BNPL-сервисов занимает электроника. Собственно, европейские компании, работающие в сегменте BNPL, ориентируются именно на эти товарные категории при завоевании новых внешних рынков. Затем сервис постепенно интегрируется и в другие категории товаров.
Понятные перспективы
Преимущества для покупателей очевидны. А что же даёт оплата долями интернет-магазину? Прежде всего, снижается число тех, кто сомневался, совершать ли покупку, и в итоге отказался. Одновременно растёт и средний чек. Так, по статистике BNPL-сервиса "Долями", средний чек одного из его партнёров — магазина одежды и обуви Puma — при оплате частями на 79% выше, чем при оплате полной стоимости товара картой.
Кроме того, положительный опыт благотворно влияет на лояльность потребителя, что, в свою очередь, повышает вероятность повторных приобретений у конкретного ретейлера. Ещё одно следствие — запуск сарафанного радио. Ну а поскольку тех, кто может себе позволить покупку здесь и сейчас, становится больше, расширяется аудитория магазина.
Как мы уже сказали, BNPL-сервисы от разных компаний имеют свои отличия: различные механики работы с магазином, размер и условия выплаты комиссии за продажу товара с оплатой частями и др. И здесь следует уделить особое внимание деталям. Прежде всего важны обеспечение безопасности (не только платежей, но и информации), прозрачная система расчётов с магазином и скорость зачисления средств. Также компании, реализующие услугу, зачастую предлагают дополнительные опции. Так, например, сервис "Долями" продвигает своих партнёров по базе клиентов Тинькофф Банка. Кроме того, есть индивидуальные условия для клиентов с оборотом более 20 млн рублей в месяц. Также бренд может получить кастомизированную форму оплаты со своим логотипом. Но, конечно, такие дополнения хоть и хороши, но вторичны. Существеннее, учитывая быстро развивающийся рынок, отлаженный механизм работы BNPL-сервиса.
Индустрия продолжает меняться — адаптироваться под растущие аппетиты покупателя и потребности продавца.
Учитывая стремительный рост таких отраслей, как e-commerce и финтех, а также меняющиеся привычки покупателей, с уверенностью можно сказать, что в России у BNPL-сервисов большие перспективы. И вскоре подобные инструменты могут стать в нашей стране таким же привычным атрибутом покупок, как и оплата картой.