Вопросам законности и правопорядка в нашей стране, как в любом развитом государстве, уделяется много внимания. Однако как существующие нормы применяются на практике, и может ли система штрафов быть эффективным стимулом для жизни по букве закона — "ДП" разбирался вместе с автором проекта "20 идей по развитию России" Дмитрием Давыдовым.
Сегодня соразмерность и справедливость наказания за многие правонарушения вызывает вопрос. Например, можно безнаказанно оставить младенца одного в доме, так как на этот счёт в действующем российском законодательстве нет чётких разъяснений, но получить штраф за то, что не успел в течение 15 минут внести денежные средства за парковку в центре города по причине неисправности паркомата. Или, как уже писал "ДП" ранее, оплатить взыскание в размере 750 рублей (с 50% скидкой в течение двух недель) за разговор по мобильному телефону во время вождения автомобиля и "спать спокойно". При том, что, согласно статистике, такие действия повышают риск аварий в четыре раза, а если водитель читает или пишет сообщения, то — в 20 раз!
Кроме того, величина многих штрафов не меняется годами. Например, превышение скорости на 20–40 км/ч в 2002 году обходилось в 500 рублей. А прожиточный минимум в I квартале того же года составлял 1 719 рублей. В 2021 году последний показатель вырос до 11 653 рублей (то есть почти в 7 раз), а наказание за быструю езду осталось прежним. Всё это существенно снижает значимость применяемых государством мер в глазах населения, а мотивация не нарушать закон постепенно пропадает.
Практика показывает, что банальное увеличение штрафов не даёт должного эффекта. Первое время многие будут бояться и вести себя благоразумно, но постепенно инфляция поглотит разницу, размер платы за нарушение снова станет обыденностью, и законодателям придётся в очередной раз тратить время и усилия, пересматривая этот вопрос. Что же делать? Дмитрий Давыдов вновь предлагает обратиться к зарубежному опыту. На этот раз к практике, применимой на территории Казахстана.
"В Казахстане с 90-х годов прошлого века введён так называемый месячный расчётный показатель, на основании которого исчисляются штрафы, налоги и другие платежи в бюджет. Он ежегодно устанавливается государством и привязан к актуальной стоимости национальной валюты", — рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.
По мнению эксперта, сравнение именно с этой страной является наиболее корректным, потому что темпы инфляции и девальвации валют в обеих странах близки друг к другу. При этом уровень жизни в Казахстане не превышает российский. Более того, в 2021 году минимальная заработная плата там оказалась на 40% ниже, чем в России (42 500 тенге или 7 350 рублей), а штрафы — вполне сопоставимы с нашими, или даже выше. К слову, тот же разговор по телефону за рулём обойдётся в 14 585 тенге, то есть примерно в 2 500 рублей.
"В России, как и в Казахстане, было бы целесообразно разработать специальный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы не в рублях, как сейчас установлено КоАП, а в этом показателе. Как альтернативный вариант, можно привязать размер штрафа к прожиточному минимуму", — поделился Дмитрий Давыдов.
Что это даст? Во-первых, как полагает эксперт, механизмы дифференциации административной ответственности станут более прозрачными и приближёнными к реальности. Во-вторых, количество правонарушений значительно сократиться, так как сумма взыскания будет больше. При этом благодаря скорректированным тарифам государственный бюджет не лишится полагающихся ему поступлений.
Однако без господдержки и своевременного вмешательства властей реализовать данную инициативу невозможно. Поэтому очень важно уже сейчас начать двигаться в правильном направлении и пересмотреть имеющиеся штрафы, что будет способствовать укреплению основ правопорядка в стране в целом.