В этом году петербургское Производственное объединение "Возрождение" получило три подряда на капитальный дорожный ремонт в Калининграде. Два из них — по нацпроекту "Безопасные и качественные дороги". Во всех трёх случаях компания с многомиллиардными оборотами оказалась на грани разрыва контрактов. Причиной стали просчёты менеджмента, которые прежде всего заключались в недооценке своеобразия работы в российском эксклаве.
Торги на ремонт улицы Автомобильной состоялись год назад. Это маленькая дорога длиной около километра в жилом микрорайоне: с ней Калининградская область вошла в нацпроект. "Безопасные и качественные дороги" не предполагают изменения конструктивных особенностей проезжей части: она должна была остаться двухполосной, подрядчику предстояло заменить основание и асфальт. Также проект предусматривал обустройство тротуаров и велодорожки, которой ранее не существовало. Сейчас появление велодорожек — непременное условие при подобных работах в Калининграде. "Возрождение" победило, снизив цену контракта на 9 млн рублей — до 72,6 млн. Его ближайший конкурент — ЗАО "Дорожно-строительное предприятие", принадлежащее депутату горсовета Калининграда Сергею Григоренко и являющееся одним из крупнейших подрядчиков в регионе, оказалось на втором месте, запросив почти на 2 млн рублей больше.
Следующий контракт — на реконструкцию улицы Карташёва — "Возрождению" достался в мае. Торги проводились дважды, в первый раз заявок не поступило. В регионе поползли вверх цены на стройматериалы, и дорожники стали относиться к госконтрактам осторожно: эту причину называли и в горадминистрации. Тем не менее, во второй раз крупный подряд (рассчитанную на полтора года реконструкцию оценили в 369,8 млн рублей) вызвал конкуренцию, и с петербургской компанией соперничала ещё одна солидная по местным меркам калининградская фирма — ООО "СП "Балтдормостстрой". Разница между их предложениями также составила около 2 млн рублей. В итоге контракт достался "Возрождению", запросившему 362,3 млн рублей. За эти деньги требовалось не только обеспечить новую "дорожную одежду" на протяжении почти 3 км, но и поменять электросети, водопровод, а также проложить ливневую и бытовую канализации: улица Карташёва находится в удалённом микрорайоне имени Александра Космодемьянского, и коллектора здесь никогда не было. Плюс непременная велодорожка.
Третий подряд, на капитальный ремонт улицы Транспортной, достался "Возрождению" по итогам торгов в июне, и конкурентов у питерцев уже не было. С фирмой заключили контракт как с единственной участницей торгов. В их ходе цена не была снижена ни на копейку — это 303,1 млн рублей. Контракт также рассчитан на два года (до середины августа 2022-го), работы вновь ведутся по нацпроекту "БКД" и предусматривают, помимо замены дорожного полотна и создания велодорожки, переустройство системы освещения.
Проблемы у компании начались буквально с первых дней работы в Калининграде. Улицу Автомобильную перекрыли накануне выходных в начале марта, но рабочие вышли лишь после уик-энда, местные жители подняли бурю в соцсетях, возник скандал, и сити-менеджеру Елене Дятловой пришлось публично пенять подрядчику. В ходе самого ремонта было много претензий к качеству, постепенно "Возрождение" стало отставать. Первоначально работы планировалось завершить до конца августа, однако сроки сдачи сначала сдвинули на конец сентября, потом — на октябрь; параллельно оказалось, что нужно перекладывать асфальт, а тротуарную плитку невозможно уложить по причине её отсутствия: из-за ремонта железной дороги на территории Литвы в регионе возник острый дефицит цемента (в итоге в годовом исчислении он вырос в цене на 80 с лишним процентов). Поэтому к началу декабря объект всё ещё не был готов.
Копившееся раздражение горвластей усилила ситуация с улицей Карташёва. Это главная (и единственная рабочая) транспортная артерия для микрорайона имени Космодемьянского, к её перекрытию долго готовились, но получилось "как всегда". Генподрядчик всё лето заключал контракты с субподрядчиками, которые должны были менять и проводить инженерные сети — до появления всех подписей муниципалитет давать отмашку ремонту отказывался. Неожиданно для всех, и для администрации города тоже, "Возрождение" перекрыло дорогу утром 2 сентября, и жители многотысячного посёлка (так его по старинке называют в Калининграде) немедленно устроили дорожный коллапс: никакой информации о путях объезда не было, не установили даже щиты.
Но и на этом злоключения подрядчика не закончились. "Мы с губернатором Антоном Андреевичем Алихановым заехали на один из объектов нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" — на улицу Транспортная. Мне было стыдно, потому что время было начало рабочего дня, а мы там увидели физически человек семь. При всём при этом по объекту мы не исполняем лимиты этого года", — заявила Дятлова 7 декабря на оперативном совещании в горадминистрации. Глава дорожно-транспортного комитета Дмитрий Галкаев (до марта он, к слову, был замдиректора петербургского ГКУ "Дирекция транспортного строительства") доложил, что по этому контракту до конца года "Возрождение" должно было выполнить почти половину работ — на 129 млн рублей, а сделало только на 348 тысяч (около 2%). Выйдя к журналистам, Елена Дятлова заявила, что "Возрождению" угрожает разрыв контрактов на ремонт Карташёва и Транспортной, и что компания не завезла сюда ни людей, ни техники, понадеявшись исключительно на субподрядчиков. А делать этого не стоило, поскольку в регионе случился ещё один острый дефицит — кадровый: местные дорожные предприятия оказались нарасхват из-за большого объёма дорожных работ, а потом в ситуацию вмешался коронавирус, и сказалась заболеваемость, резко поднявшаяся в этом году.
На следующий день сити-менеджер Елена Дятлова и региональный министр развития инфраструктуры Евгения Кукушкина отправились на улицу Транспортную с инспекцией. Заместитель директора ОАО "СП "Возрождение"" Юрий Ткачёв там сообщил им, что месяц назад калининградский филиал был реорганизован, а его руководство заменено. "Не совсем корректно говорить, что мы сюда зашли без техники, наоборот, вся техника, которая у нас работает на объектах, практически, — это наша. Мы потратили значительные денежные средства, закупили эту технику, здесь являемся налоговым резидентом. Планировали нанимать здесь не только субподрядные организации, но и рабочих — столкнулись с нехваткой рабочей силы в принципе в регионе из-за того, что, несмотря на пандемию, ведётся активно везде строительство, рабочих в сезон довольно сложно найти. Мы действительно этого не ожидали. У нас сейчас политика немножко поменяется, мы работу над ошибками сделаем, в следующем году будем сюда привлекать кадры в том числе из Санкт-Петербурга — в общем, будем усиливаться в этом направлении, принимать какие-то решения, потому что это серьёзная проблема", — пообещал он.
По словам замдиректора компании, заминка на Транспортной возникла из-за того, что обнаружились неучтённые работающие сети, которые пришлось менять (тоже калининградская особенность: часть коммуникаций здесь была проложена ещё немцами до войны, они задействованы до сих пор, однако их расположение во многих случаях известно очень приблизительно, иногда — неизвестно вовсе, и во время дорожных ремонтов периодически случаются "сюрпризы", а решать проблему подрядчикам приходится за свой счёт и срывая графики). Наконец, нужно учитывать логистические проблемы: из-за оторванности региона от остальной части России сроки поставок стройматериалов часто срываются, и думать о них необходимо сильно заранее; сыграло роль и повышение цен на них — но эти обстоятельства в компании считают скорее издержками своей работы.
Подрядчику тогда сделали "последнее китайское предупреждение", заявив, что расторгнут все три контракта, и по улице Автомобильной тоже, несмотря на 98% готовность. В её случае дали срок до 15 декабря, в случае с Транспортной — до 20 декабря (Ткачёв пообещал, что компания резко ускорится и выполнит работ к концу года на 24 млн (!) рублей). Но самая неприятная выволочка оказалась впереди: глава региона Антон Алиханов, начавший избирательную кампанию (в сентябре 2022 года в Калининградской области пройдут губернаторские выборы) в этот же день устраивал "прямую линию" с электоратом, и не преминул грозно сдвинуть брови.
"Мы же видим, как они отработали на Автомобильной? Из рук вон плохо! Несколько месяцев задержки, и сейчас вы не можете сдать Автомобильную официально в эксплуатацию. И мы из-за этого по программе "Безопасные и качественные дороги" не выполним показатели по нацпроекту, — заявил он, обращаясь к Елене Дятловой. — Если они не справляются, значит, вызывайте их сюда, просто расторгайте с ними контракты и говорите: до свидания! Вносите их в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы они больше сюда не ходили".
Антон Алиханов вспомнил о том, что до этого компания ремонтировала в регионе несколько дорог за пределами Калининграда, сообщил, что в областной центр ей "заходить" явно не стоило, но о случившемся в ноябре разрыве одного из контрактов, заключённых с областным учреждением "Балтберегозащита", не сказал. Равно как и о том, что "Возрождение" — большое предприятие с выручкой по итогам прошлого года более 18 млрд рублей и чистой прибылью 3,7 млрд. Ни одна калининградская дорожная компания с ней по таким показателям не сравнится.
Всё это дает основания предполагать, что нынешние угрозы разорвать контракты — в большей степени профилактическая мера. 15 декабря глава администрации Калининграда Елена Дятлова сообщила, что "Возрождение" оправдало своё название и все выявленные на улице Автомобильной недостатки устранены, компания делает последний штрих — укладывает резиновое покрытие на велодорожку: раньше этому мешали морозы. Сейчас потеплело; вероятно, потепление распространится и на другие контракты — если соответствующие выводы будут сделаны по ним тоже. Разрыв и поиск новых подрядчиков означает неминуемую задержку ещё как минимум в несколько месяцев. Очевидно, что ни власти, ни горожане этого не хотят.