Не рано ли успокоились? Экономика Петербурга подлечилась на втором году пандемии

Вирус

В России сейчас четвёртая волна коронавируса. И, несмотря на год вакцинации, она сильнее, чем все предыдущие.
И это при том, что уровень коллективного иммунитета (вакцинированные + переболевшие за последние полгода) в Петербурге почти 70%, что намного выше среднероссийского (40%). Впрочем, Москве с иммунитетом 71% это тоже не помогает.
Собственно, во всём мире похожая ситуация. Вакцинация не стала волшебной палочкой, которая одномоментно победила пандемию. И появление нового штамма омикрон (который, согласно заявлению ВОЗ, может игнорировать антитела) явно говорит о том, что не станет ею и в будущем. И в 2022-м, и, вероятно, позже нас ждут новые волны пандемии.
А ведь в прошлом году мы все так надеялись на победу над вирусом…
Четвёртая волна пандемии в России вроде бы прошла свой пик и в ноябре пошла на спад, но в конце месяца начался новый рост, продолжавшийся до середины декабря. В Петербурге он составил почти 2,5 раза к минимуму 23 ноября. В Москве меньше — 1,3 раза к минимуму. К тому же в Петербурге традиционно очень высокая смертность от вируса — 3,3% (для сравнения: в Москве — 1,8%).

Вирусономика

Увы, но ничего лучше, чем ограничения (на передвижение, общение, контакты), человечеству придумать пока не удалось. Вакцинация помогает слабо.
Правда, широких локдаунов все страны стараются избежать — потери от них в 2020 году были огромны. Поэтому ограничения вводятся такие, чтобы как можно меньше мешать экономике. Увы, но это те самые ограничения, которые сильнее всего раздражают людей (маски, перчатки, QR-коды, ограничения в транспорте, в торговых центрах, при развлечениях).
И всё же благодаря именно такому подходу второй год вирусономики стал годом восстановления, хотя размах пандемии лишь увеличился.
В Петербурге — тоже экономическое восстановление, несмотря на то что число заболевших ковидом уже сейчас, за месяц до конца года, в 2,2 раза больше, чем в первом пандемийном году. Промышленность сработала "под ноль" в 2020-м, сейчас выросла на 7,3% (9 месяцев 2021-го к 9 месяцам 2020-го).
Строительство ускорило падение (–5,7% и –10,8%). Видимо, проблема в отсутствии мигрантов и провале доходов бизнеса прошлого года. Да и трудно сейчас планировать бизнес на будущее — слишком велика неопределённость.
Но это не касается строительства жилья. Тут, спасибо льготной ипотеке и низкому проценту, рост в 2 раза (и в прошлом году тоже был рост на 17%). Но, увы, процент теперь растёт, программа льготной ипотеки сильно сокращена, так что ожидать столь же бурного жилищного строительства в будущем не стоит. И всё же по этому показателю Петербург резко обогнал и страну (–2,3% в 2020-м и 29,7% за первые 9 месяцев 2021-го), и Москву (–15,7% и 67,3%).
В прошлом году наиболее пострадали сектор услуг (–20%) и рестораны/ кафе/ общепит (–30%). В этом году эти отрасли отыграли своё падение: объёмы предоставления услуг выросли на 23%, а общепит — на 43%. Впрочем, это обычная для всей Российской Федерации ситуация, а восстановление в Москве было даже сильнее, чем в Петербурге.
Если в целом по стране реальные доходы населения до сих пор не вернулись к допандемийному уровню, то в Москве и Петербурге — значительно превзошли их (5,6% и 5% роста за первое полугодие 2021-го). Впрочем, это сравнение с самым большим спадом в 2020 году (II квартал), так что в целом по году эти показатели существенно сократятся и если и превзойдут спад 2020-го, то незначительно. Так что особого оптимизма тут нет. Население по–прежнему несёт все тяготы коронакризиса.
А вот бизнес благодаря бурному росту цен сильно оживился. Его прибыль за 8 месяцев 2021-го в Петербурге выросла в 3,9 раза (в стране — в 2,7 раза, в Москве — в 2,1 раза). Поэтому и зарплаты подрастают быстрее инфляции, хотя фиксированные выплаты (пенсии, пособия, стипендии) заметно отстают от неё.

Вирусный бюджет

Именно из–за восстановления экономики бюджет города чувствует себя по доходам неплохо.
В 2020-м городу пришлось резко увеличить расходы на здравоохранение (в 1,5 раза — с 12,5% от всех расходов до 18,5%). В 2021 году, в ожидании победы вакцины над вирусом, планировалось вернуть их на прежний уровень — 12,8% расходов. Но пока не получается: на 1 октября здравоохранение составляет 14,2% расходов. На самом деле это даже мало, учитывая резкий и незапланированный рост числа больных именно в 2021 году.
В эпицентре эпидемии — в Москве — медицинский бюджет в 2020-м был увеличен вдвое (до 16% всех расходов), в 2021-м его планировали снизить до 11% (что на 2% выше допандемийного уровня), но тоже не получилось — сейчас он составляет 13,1%.
Явно такая же ситуация сложится и в 2022 году. Чиновники слишком торопятся отпраздновать победу и сократить лишние, с их точки зрения, расходы.

Результат

В целом 2021 год для экономики всего мира, России и Петербурга был годом "выдоха" после шока пандемии. Но и годом понимания, что проблемы не закончились, что нам предстоит третий, а возможно, четвёртый и пятый годы пандемийного разгула.
Торопливость российских и петербургских чиновников оставить все проблемы позади и вернуться к обычной жизни явно чрезмерна. Стоит хорошо понимать, что победа над пандемией ещё настолько далека, что пока даже не просматривается. Расчёт на вакцину провалился. И надо настраивать систему здравоохранения и всю экономику именно на многолетнюю борьбу с заразой.