Нагрузка на петербургские сервисы доставки в новогодние каникулы значительно выросла. Стимулировать курьеров пришлось рублём.
Сервисы доставки продуктов и готовых блюд в первую декаду января принимали значительно больше заказов, чем в обычные дни. Хотя компании напрямую не признаются, что им не хватало курьеров, об этом было несложно догадаться любому клиенту, столкнувшемуся с заметным увеличением времени ожидания доставки. Кроме того, многие поднимали минимальную сумму заказа, чтобы отсечь "холостые" рейсы.
По данным Delivery Club, в праздничную неделю с 3 по 9 января пользователи из Петербурга сделали почти на 10% заказов больше, чем месяцем ранее, и на 47% больше, чем в начале января 2021 года.
Рост заказов продуктов по Петербургу отметили все компании, с которыми пообщался корреспондент "ДП". Например, в сети магазинов "ВкусВилл" сообщили, что в праздники доставили более 133 тыс. заказов. Это на 178% больше, чем годом ранее. Как отметили в пресс–службе, за год число покупателей в онлайне у ретейлера увеличилось на 148%. При этом средний чек заказов год к году по Петербургу значительно не изменился.
"В праздники любимые продукты наших покупателей не теряли своей актуальности, например мандарины стали заказывать чаще. В топ–5 по числу заказов вошли бананы, картофель, молоко 3,2%", — рассказали во "ВкусВилле".
В сервисах "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка" пиковый спрос на доставку продуктов в Петербурге пришёлся на 30 декабря. Клиенты "Яндекс.Еды" проявляли повышенный интерес к традиционным закускам для новогоднего стола: салатам, мясным и рыбным нарезкам. А вот после 1 января пользователей в основном интересовала готовая еда.
В "Яндекс.Лавке" рост количества заказов составил около 20% относительно средних показателей последней недели декабря. Чаще всего петербуржцы заказывали мандарины, красную икру, яйца, куриное филе, овощи, основы для приготовления коктейлей. Также высоким спросом пользовались готовые салаты. С наступлением января потребительские предпочтения изменились. Спрос сместился в сторону напитков, фруктов, мороженого и супов.
Согласно статистике онлайн–гипермаркета Vprok.ru, количество заказов в Петербурге выросло на 18% и составило более 30 тыс. Средний чек по сравнению с прошлым годом увеличился на 8%, до 3691 рубля. Среди продовольственных товаров в период каникул наибольшей популярностью пользовались груши, изделия из шоколада с игрушкой, лососёвая икра и рисовое молоко. Кроме того, покупатели чаще обычного добавляли в свои продуктовые корзины овощи, фрукты и бутилированную воду, а также лечебную минеральную воду.
В пресс–службе компании "Самокат" подсчитали, что в праздничные дни число заказов в Петербурге увеличивалось в среднем на 8% ежедневно. Однако самый большой рост произошёл ещё "перед курантами", 30 декабря количество онлайн–покупок превысило средние показатели за месяц на 15%. Чаще всего люди заказывали на дом хлеб, молоко, бананы, сладкие газировки и яйца. Самым популярным продуктом предсказуемо стали мандарины — их за новогодние праздники в "Самокате" заказали более 45 тыс. килограммов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года средний чек в "Самокате" в праздничные дни увеличился на 26%. В компании это связывают не с инфляцией, а с тем, что петербуржцы делали заказы с большим количеством товаров в корзине. Несмотря на рост количества заказов, в компании утверждают, что им удалось избежать нехватки курьеров в праздничные дни. Реагировать на подобные вызовы рынка позволяют внутренние IT–решения. С их помощью можно прогнозировать рост количества заказов в реальном времени и автоматически выводить в дополнительные смены больше курьеров. В пиковые дни загрузки (с 31 декабря по 2 января) курьерам дали надбавку к зарплате.
Метод денежного стимулирования использовали и другие сервисы. Курьерам "Азбуки вкуса" дополнительные вознаграждения стали выплачивать ещё с 25 декабря и продолжали делать это до конца праздников. Платить было за что: нагрузка на эту категорию сотрудников выросла на 15% год к году. Соответственно, число заказов с 30 декабря по 9 января увеличилось на 186%, прирост среднего чека составил 11%.
В сети "Лента" говорят, что тоже внедрили дополнительную мотивацию для курьеров и сборщиков заказов: при достижении определённых показателей сотрудники могли заметно увеличить свой заработок в первую неделю года. Говоря о росте спроса со стороны покупателей, там выделяют именно предновогодний период, когда клиенты заказывают всё для новогоднего стола, ингредиенты для оливье, украшения для дома, подарки. В эти дни нагрузка на сотрудников вырастает на 50%.
Чтобы справиться с валом заказов, обрушивающимся на доставки в период любых праздников (хотя именно Новый год однозначно признаётся самой горячей порой), компаниям необходимо заботиться сразу о нескольких вещах. Во–первых, требуется обеспечить необходимое количество курьеров на линии, во–вторых, сделать так, чтобы их загрузка была равномерной. "Для курьеров это также выгодно — в такие периоды у них есть возможность заработать больше. Они сами планируют свой график, поэтому мы информируем их о повышении спроса. Курьеры в Северной столице получали надбавки за доставки в праздники. Также в этом году мы запустили специальную программу в некоторых городах: курьеры могут получить бонусы за рекомендацию друзьям. Она работает и в Петербурге", — отметили в Delivery Club.
Сервисы "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка" в праздники ввели для своих курьеров новогодние бонусы. "Мы выделили более 25 млн рублей на поддержку курьеров и сборщиков заказов в магазинах в новогодние праздники. В сервисах доход курьеров и сборщиков в праздничную неделю вырос до 40% относительно среднего дохода. Помимо дополнительных выплат оба сервиса также удвоили чаевые, которые пользователи оставляли курьерам. Так, например, в "Лавке" сумма чаевых для курьеров увеличилась в 6 раз", — рассказали "ДП" в пресс–службе сервисов.
Как указывает коммерческий директор сервиса подработки GigAnt Евгений Коночкин, пока на рынке доставки сохраняется высокая конкуренция, будет расти спрос и на курьеров. При этом компании уже не решатся повышать зарплаты такими же темпами, как в прошлом году, рост поощрений будет "скачкообразным". Очевидно, что на этом фоне продолжит расти рынок парт–тайма, а также другие решения для self–service, такие как постаматы и продуктоматы.