Потери бизнеса от новых ограничительных мер, введённых Смольным, могут составить около 1,5 млрд рублей, выяснил "ДП". Для большого числа организаций они означают фактический двухнедельный локдаун. Предприниматели устали выпрашивать скидки у своих арендодателей и поддержку у города.
Очередные поправки в постановление правительства Петербурга об антиковидных ограничительных мерах были приняты во вторник, 25 января. Впервые пакет новых мер целенаправленно касается пребывания в общественных местах детей. Смольный запретил несовершеннолетним лицам посещать зоопарки, музеи, выставки, бассейны, фитнес-центры и иные организации физкультуры и спорта (за исключением спортивной подготовки и профессионального спорта), театры, цирки, концертные залы, кинотеатры, крытые катки, океанариумы и объекты развлечения и досуга. Ограничения вводятся на две недели: с 28 января по 13 февраля.
Введение таких ограничений объясняется сложной ситуацией, которая сложилась именно с заболеваемостью детей, говорят в Смольном. Если с 3 по 9 января в больницы попало 93 ребёнка, то с 17 по 23 января — уже 246. За прошедшие сутки госпитализировано 79 детей с подтверждённым ковидом или подозрением на него. Характерно, что новые ограничения совпали с поступлением в Петербург первых партий вакцин от коронавируса для подростков.
По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, ограничения затронут около 10 тыс. организаций города, значительная часть которых находится в "серой зоне" (небольшие частные студии танцев, творчества, иностранных языков и т.д.). "За последние годы достаточно хорошо и активно развивался блок коммерческих услуг в сфере образования детей, — говорит эксперт. — Россияне традиционно на этой категории не экономят. Мы достаточно много вкладываем в детей, и даже в кризисные периоды на этой категории почти не экономили. На поездках и на покупках автомобилей можем сэкономить, но не на этом".
Если говорить о небольших частных студиях, то средняя цена занятий по городу составляет 5 тыс. рублей за ребёнка в месяц. Одновременно в них могут заниматься около 50 детей. Таким образом, эти студии за две недели недополучат 125 тыс. рублей. По оценке "Делового Петербурга", это сравнимо с их ежемесячной чистой прибылью. В масштабе города речь идёт о 1,25 млрд рублей.
Так будет, если введённые ограничения не продлят. На данный момент, по информации "ДП", неблагоприятный прогноз по росту заболеваемости сохраняется на ближайшие 2–3 недели.
Очередной серьёзный удар получат ослабленные предыдущими ограничениями кинотеатры и фитнес-центры. "Если взять аудиторию 14–18 лет, то, конечно, это одна из самых активных аудиторий кинотеатров. Поэтому я думаю, что посещаемость упадет на 30–35%", — говорит председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. В 2021 году выручка кинотеатров Петербурга составила около 2,8 млрд рублей.
"Какие-то ограничения вводятся, но при этом кинотеатрам никаких мер поддержки не оказывается, — сетует Олег Березин. — В нормальных сообществах принято платить за это".
"Даже в обычных фитнес-центрах не менее 60% дают детские группы, — рассказывает представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Петербурге Наталья Борулько. — Те, кто занимается только детским спортом, уходят на локдаун на две недели. Как им платить аренду и выживать, никто не знает". Оборот фитнес-индустрии Петербурга оценивается примерно в 10 млрд рублей.
Детские центры "Кидбург" уже объявили о приостановке работы с 28 января по 13 февраля. "Мы всё понимаем, мы всё принимаем, мы за здоровье детей и за прекращение распространение вируса, — говорит заместитель генерального директора компании "Кидбург" Анна Щеголь. — Это не первое закрытие у нас. Всем клиентам стараемся перенести мероприятие на более поздний период. Надеемся, что с 14 февраля нам дадут возможность работать".
Таким же образом поступит детский интерактивный театр "Чеширский кот". Основатель театра Ксения Орлова пока размышляет над вариантами альтернативного использования помещения, например, для игр в "Мафию".
"Самое неприятное это то, что дети, которые собирались, ждали и хотели, не смогут к нам попасть, — говорит она. — Кто-то не смог отпраздновать день рождения в эту субботу. Кто-то говорит нам: да кто к вам придёт с проверкой, делайте втихую. Но мы, конечно, не будем этим заниматься, потому что не хочется нарушать закон. Если это каким-то образом поможет сдержать пандемию, то, конечно, мы за. Но метро всё равно же не закроют. И дети всё равно будут ходить по торговым комплексам, гулять на улицах, общаться друг с другом".
"Чеширский кот" также надеется перенести мероприятия на более поздний срок. "Люди, которые хотели к нам прийти, и так получают возможность по этим билетам прийти на любое мероприятие в течение года. Даже когда запретили всем в прошлом году праздновать Новый год, и у нас билеты были проданы, было всего два возврата. И то это были иногородние. Люди по этим билетам потом приходили на спектакли", — рассказывает Ксения Орлова.
На скидки по аренде она не рассчитывает. "Мы напрямую с арендодателем никогда не общаемся, только с представителем арендодателя, а он лицо маленькое. Да и скорее всего это успехом не увенчается, тем более что рядом с нами сидит колл-центр, который давно смотрит на наше помещение. Мне кажется, что если мы заикнёмся о скидках, с нами могут просто расторгнуть договор", — рассуждает хозяйка "Чеширского кота".
"Если государственные организации отпускают на карантин, то у них бюджет остаётся, люди продолжают получать зарплату. Все частники предоставлены в этом вопросе сами себе", — сетует директор и собственник сети детских театральных студий "Я актёр" Илья Златьев. "Сейчас как раз идёт период, когда мы по чуть-чуть откладываем деньги, чтобы закрывать аренды и зарплаты летних месяцев, когда нет детей", — рассказывает он.
В студиях "Я актёр" работает 120 человек, которых Илье Златьеву придётся отправить в неоплачиваемый отпуск. "После прошлого локдауна ко мне приходили актёры, они говорили, что весь локдаун работали в такси. Сейчас я отпущу всех восвояси, они будут как Шнуров писать "Тик-токи" про Беглова, так что ли получается?" — иронизирует владелец компании.
"Я знаю, что некоторые ребята переходят на другие арендные площадки, закрываются внутри и проводят занятия там", — отмечает Илья Златьев.