Не все отрасли в пандемию испытывали трудности. Некоторым компаниям в 2021 году даже удалось нарастить свои обороты. О том, как обстояли дела на рынке лизинга, "ДП" рассказал региональный директор компании "Интерлизинг" в Северо-Западном федеральном округе Руслан Моллаев.
Какое событие в 2021 году ощутимо повлияло на рынок?
— В последние два года на бизнес оказывает серьёзное влияние не столько пандемия, сколько её последствия. На развитии рынка лизинга сказались, например, инфляция и дефицит техники, который образовался в результате простоя заводов. При этом потребность в легковых и грузовых автомобилях увеличилась, и в 2021 году — особенно. Возможно, сработал отложенный спрос 2020 года.
Региональный директор компании "Интерлизинг" в Северо-Западном федеральном округе Руслан Моллаев
Почти на 40% выросли цены на легковые автомобили. Для сравнения, в 2020 году и первом квартале 2021 года в среднем стоимость автомобиля Lada Largus составляла 755 тыс. рублей, а начиная со второго квартала 2021 года — уже 1 млн 50 тыс. рублей. Аналогичная ситуация и с грузовым транспортом: цены на тягачи КАМАЗ выросли с 5,3 млн до 6,8 млн рублей.
Соответственно у лизинговых компаний вырос средний чек сделки. Но главное, самих обращений от клиентов стало значительно больше — очевидно, что бизнес не справляется с инфляцией и не укладывается в заложенные ранее бюджеты. В результате, приходится прибегать к таким финансовым инструментам как кредит или лизинг. Как показывает практика, последний предпочитают индивидуальные предприниматели, а также представители малого и среднего бизнеса.
В каких отраслях услуги лизинговых компаний оказались наиболее востребованы в 2021 году и с чем это связано?
— Относительно Северо-Запада ничего не изменилось: здесь всегда выделялись дорожно-строительная отрасль, девелопмент и лесозаготовки. Но в целом, стало больше мелких розничных клиентов. Так, раньше в северо-западном регионе мы "делали план" за счёт крупных сделок, а в 2021 году даже без их учёта план оказался перевыполнен.
В прошлом году мы всерьёз начали работать с рынком такси и аренды автомобилей. Сейчас это актуально, возможно, ещё и потому, что в последнее время активно развивается внутренний туризм, а Петербург всегда был центром притяжения для гостей из регионов. Сейчас новой туристической Меккой становится Калининград. В конце 2021 года мы открыли там свой филиал и сразу же заключили договор на предоставление 30 автомобилей под аренду.
Каким был год для компании? Что можно назвать главным успехом?
— Год был удачным. Согласно предварительным данным, мы ожидаем прирост рынка лизинга по итогам 2021 года порядка 50%, а рост Интерлизинга составил — 65%, если говорить о Северо-Западном дивизионе. Это хороший результат, ведь у нас даже получилось опередить рынок. А это значит, что мы работали активно по всем направлениям, предлагали более гибкое взаимодействие, актуальные цены и продукты. Причём прирост мы отмечаем по всем видам лизинга: от легковых автомобилей до оборудования.
Какие цели вы ставите на 2022 год?
— Безусловно, мы продолжаем наш рост. Он должен составить не менее 15%. Сейчас сложно прогнозировать, надо смотреть, как поведёт себя рынок, возможно, мы пересмотрим свои планы в сторону увеличения.
Мы также продолжим развивать наши новые направления — такси, и то, что в 2021 году делали, можно сказать, в тестовом режиме — лизинг недвижимости.
Но главная цель для меня, как руководителя северо-западного дивизиона, — открытие дополнительных филиалов в регионе. На протяжении долгих лет компания были представлена только в Петербурге, в 2020 году открылся филиал в Вологде, в конце 2021 года — в Калининграде. Сейчас на повестке дня — Петрозаводск, Архангельск, Череповец, Великий Новгород. Таким образом, на конец 2022 года у нас должно быть 7 филиалов по Северо-Западу.