Поиск выхода из сложной ситуации с метростроением в Петербурге завершился созданием новой генподрядной организации — АО "Метрострой Северной Столицы", и передачей ей всех дел, что, по версии "Делового Петербурга", стало главным проектом 2021 года в транспортной сфере.
Положение теперь уже бывшего единственного генподрядчика — ОАО "Метрострой", пошатнувшееся в 2019 году, в 2020-м не улучшилось, а в 2021-м и вовсе закончилось официальным банкротством. Рынок, очевидно, предчувствуя такой исход, начал готовиться заранее. В 2020 году были зарегистрированы сразу две компании, планирующие заняться строительством подземки: сперва "дочка" "Стройтрансгаза" Геннадия Тимченко — АО "Метротрансстрой", затем "дочка" ВТБ — АО "Метрострой Северной Столицы" (МССС).
Вариант сотрудничества с ВТБ оказался для Смольного более привлекательным: чиновники получили в новой организации контрольный пакет акций в 65%. Официально о том, что ВТБ будет спасать Петербург от транспортных проблем, глава кредитной организации Андрей Костин заявил в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в ноябре 2020 года. "Мы будем участвовать, помогать финансово в строительстве метрополитена, который нуждается в расширении", — заявил тогда Костин.
Весь 2021 год ушёл на поиск ответов на два вопроса: как быть со старым "Метростроем", уже находящимся в стадии банкротства, его активами и контрактами, и как это всё передать новому генподрядчику. Часть вопросов сняло решение о том, что МССС будет назначен единственным поставщиком по проектированию, строительству и реконструкции объектов метрополитена в Санкт-Петербурге. Такой статус, дающий компании объёмы работ без конкурсных процедур, можно получить по решению президента и соответствующему постановлению правительства страны. Ожидалось, что документы будут выпущены к ПМЭФ-2021, но в итоге в свои права МССС вступил только в октябре минувшего года.
Это запустило процесс передачи всех дел новому генподрядчику. Смольный заключил с ним контракт на 602,7 млрд рублей по строительству 37 объектов метрополитена, заранее обновив программу развития подземки, увеличил в разы финансирование на ближайшие три года. В 2022 году на метро потратят 30 млрд рублей, в 2023–2024 годах обещают выделять по 55 млрд рублей.
Генеральный директор АО "МССС" Владимир Шмидт отмечает в разговоре с "ДП", что хоть "Метрострой Северной Столицы" и новая компания, но всё же "строим мы её на базе старого "Метростроя". И с одной стороны это является большим подспорьем: есть опытные работники, понимающие специфику используемых технологий, но с другой — это же является в некоторых моментах и сдерживающим фактором.
"Особенно когда мы говорим о повышении эффективности бизнес-процессов. Поэтому на старте приоритетом для нас стала работа с людьми. Важно было не только организовать трудоустройство более трёх тысяч человек в максимально сжатые сроки (буквально за две недели), но и объяснить им, какой будет новая компания, почему нужны изменения. При этом вопрос изменений комплексный и касается не только переоборудования и обновления существующего парка техники, но и внедрения на всех уровнях новой культуры работы. Мы получили поддержку наших инициатив со стороны правительства города, но, что важнее, и большую организационную помощь как на самом старте, так и сейчас", — говорит Владимир Шмидт.
Он также отмечает, что помимо задач, связанных с производственной деятельностью МССС, компании пришлось стать непосредственным участником решения вопросов с задолженностями старого "Метростроя" перед своими бывшими сотрудниками.
"Для теперь уже нашего коллектива ситуация с долгами была значительным отвлекающим фактором, и на этом фоне говорить о построении компании и внедрении новой культуры было проблематично. Задача с погашением невыплат была действительно сложной, и её решение было взято под личный контроль губернатора Петербурга Александра Беглова. Городское правительство разработало план, который обеспечил погашение задолженностей перед сотрудниками в канун Нового года", — добавил Шмидт.