В Петербурге более 300 км водных артерий, но освоенных и привлекательных набережных сегодня ничтожно мало. Изменить ситуацию можно только совместной работой города, бизнеса и понятными правилами, рассказали участники онлайн-дискуссии, организованной проектом Retrogradu.net совместно с отделом бизнес-конференций "РБК Петербург".
По словам руководителя проектного бюро MLA+, преподавателя Института дизайна и урбанистики ИТМО Яны Голубевой, из 100 водных объектов на территории Петербурга доступны для жителей не более 40%. "Нева сегодня — пространство для транспорта. Остальные реки и каналы можно назвать маргинальными пространствами, на которых расположены гаражи или промышленные зоны, какие-то граничат с кладбищами", — констатирует эксперт.
Условно набережные можно разделить на три типа, считает руководитель архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн: "Тротуары между проезжей частью и водой. Например, Воскресенская, Кутузовская, Адмиралтейская набережные — красота необыкновенная, но делать нечего. И это потерянная территория для горожан. Второй вариант, когда есть бульвар, пешеходные дорожки, пример такого пространства на набережной Лейтенанта Шмидта. Но там нет инфраструктуры, и это пространство для выгула. Самый правильный, но, увы, малочисленный — совмещение функций. Это Севкабельпорт, на Крестовском — парк, система ресторанов, там появляются и общественные функции".
Создание культурных доминант — одна из задач, которые ставит перед собой город, заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. На Крестовском острове формируется новый вид, панорама, остаётся актуальным и популярным парк 300-летия в Приморском районе, развивается Севкабельпорт, пространство на набережной реки Карповки. Ещё один крупный проект будет рядом с "Лахта-центром" — появится зелёное общедоступное пространство с велодорожками, современным освещением и озеленением.
Современная культурная географии предполагает и создание больших системных проектов: "Охтинский мыс — серьёзный дискуссионный вопрос был многие годы. Сначала там были цеха, которые не использовались, затем несколько десятков лет на территории ничего не происходило, она огорожена забором. Но скоро город получит на этом месте современное общественное пространство с историческим уклоном: музейная, общественная, прогулочная зоны. Важно, что существенная часть помещений будет открыта жителям и гостям города".
По словам вице-президента Российской гильдии управляющих и девелоперов Елены Бодровой, при создании не столь крупных, а локальных проектов на набережных девелоперы пытаются интегрировать их в прибрежную зону, наполнить активностями. "Но есть проблема: например, на реке Охте застройщик благоустроил и укрепил берег, дальше возникает проблема. Территория может перейти на баланс города, который не очень стремится оплачивать содержание, либо эту часть огородят забором и платить за содержание будут жители. И тогда ни о какой связанности пространства речь не идёт. Поэтому вопрос содержания должен решаться с комитетом по благоустройству, нужны общедоступные зоны с досугом и активностями", — говорит специалист.
Потенциал набережных в любом городе огромен, в Петербурге количество и качество водных пространств позволяет создать условия для отдыха, развития малого бизнеса, повышения привлекательности не только центральных районов города. Участники дискуссии практически единогласно пришли к мнению, что грамотная управленческая структура, совместная работа властей, бизнеса и горожан позволят реализовать те возможности территорий, которыми сегодня не пользуется ни город, ни жители. Кроме того, необходимо определение территорий водного каркаса города и утверждение единого дизайн-кода, убеждена доцент Института дизайна и урбанистики, руководитель Международной лаборатории светового дизайна городской среды Наталья Быстрянцева.